Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск
№ 51 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

9-20 41
Аннотация

Статья посвящена проблеме периодизации музыкально-педагогической деятельности одного из основоположников музыкально-эстетического воспитания в СССР – В. Н. Шацкой. Наряду с общепринятым подходом, осуществленным В. И. Адищевым на основании изменений социального положения и места работы педагога, авторы обосновывают возможность выделения четырех основных периодов в музыкально-педагогической деятельности В. Н. Шацкой, связанных с её исследовательской (экспериментальной) деятельностью и адаптацией продуцируемых ею на том или ином этапе идей музыкально-эстетического воспитания к моделям школы, управленческим и даже идеологическим ориентирам, меняющемуся социуму. В статье приводится авторская периодизация и дается содержательная характеристика каждого из выделенных периодов.

21-30 19
Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть понятие «энергия» в историко-педагогической проекции, показать динамику разнообразных подходов к педагогическому прочтению этой лексемы, высветить связь между представлениями отечественных педагогов-мыслителей о её семантике и их взглядами на сущность образовательного процесса, доказать теоретическую и практическую ценность изысканий в этом направлении для современного педагогического знания.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

31-43 54
Аннотация

В статье в процессе анализа педагогической литературы и практики школьного обучения сосредоточено внимание на обогащении представлений о педагогических возможностях перевернутого класса как модного подхода к организации обучения. Целесообразность подобного обогащения обосновывается необходимостью отказа от преимущественного рассмотрения перевернутого класса как способа разнообразия урока и перенос акцентов в его оценке на уровень дидактического осмысления вновь возникающих явлений практики обучения, которые обусловлены парадигмой субъектно-ориентированного образовательного процесса.

43-51 17
Аннотация

В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости педагогического сопровождения школьников во внеурочной деятельности в процессе формирования гибких компетенций. Раскрывается необходимость владения навыками, которые, по мнению педагогов-практиков, ученых, современных работодателей, являются ключевыми компетенциями современного образования. В рамках проведенного исследования актуализируется практическая ценность гибких компетенций: умения выстраивать общение (коммуникацию), креативно выполнять определенные задачи, умения критически оценивать информацию и результативно взаимодействовать друг с другом, работая в команде.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

52-60 14
Аннотация

С развитием общества неизбежно изменяются цели и задачи обучения, действенность выработанных методик преподавания объективно снижается, а значит, должны изменяться формы и методы преподавания. Одним из эффективных средств совершенствования профессиональной компетенции преподавателей вузов является их участие в конкурсах профессионального мастерства. Автор, имея многолетний опыт участия и в конкурсах профессионального мастерства, и в конкурсной комиссии, предлагает некоторые рекомендации по организации конкурсных мероприятий, применение которых позволит максимально достичь поставленной цели выработать наиболее эффективные методы и способы преподавания, повысить мотивацию преподавателей к дальнейшему профессиональному росту.

60-67 16
Аннотация

Статья рассматривает общие вопросы цифровизации образования и ее влияния на формат организации учебного процесса в вузе в целом и по дисциплине иностранный язык в частности. Дан анализ предпосылок, условий, преимуществ и недостатков использования цифровых технологий в организации дистанционного обучения. Даны практические рекомендации использования современных игровых приложений для организации дистанционных занятий по иностранному языку.

67-74 12
Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования средств и форм организации контроля за формированием профессиональных компетенций студентов при изучении методики обучения математике с использованием дистанционных форм обучения, предлагается один из эффективных способов его организации, основанный на применении разновидности аналитико-трансформирующих заданий, приводится пример такого рода заданий.

75-84 31
Аннотация

В статье актуализируется значение формирования профессиональной культуры специалистов в области спорта в системе высшего образования и определения организационно-педагогических условий эффективности этого процесса. Научно обосновывается развитие профессионально-личностной рефлексии как организационно-педагогического условия формирования профессиональной культуры обучающихся высшей школы. Конкретными примерами характеризуются пути развития профессионально-личностной рефлексии будущих специалистов в области спорта – использование рефлексивно-эвристических заданий; имитационно-игровое моделирование. Раскрывается их значение в формировании компонентов профессиональной культуры личности.

85-89 22
Аннотация

В данной статье предпринята попытка проанализировать проблемы и перспективы развития цифровизации высшего профессионального образования. Постулируются основные проблемы, характерные для государственных структур и образовательных организаций. Констатируется, что в современных реалиях отсутствуют всесторонние исследования последствий цифровых новаций, инициируемых государственными структурами, а также образовательными организациями высшего уровня. Опираясь на институциональный и синергетический подходы, определены основные тенденции предупреждения и снижения негативных последствий цифровизации высшего профессионального образования.

СПЕЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

90-99 27
Аннотация

Статья посвящена проблеме развития социальной активности у студентов вузов. Проанализированы подходы к изучению активности личности, выделены специфические особенности социальной активности, даны характеристики социальной активности студенческой молодежи. Поднимаются вопросы эффективного профессионального становления студентов вузов в условиях рейтинговой системы обучения. Показана связь социальной активности с развитием личности, её морально-нравственных качеств. Предлагаются пути развития социальной активности студентов в условиях балльно-рейтинговой системы образования.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

100-107 19
Аннотация

В статье рассматривается проблема тревожности несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Было проведено и проанализировано диагностическое исследование уровня тревожности подростков при помощи трех психодиагностических методик. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам. Одна из них заключается в том, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. В статье затрагиваются вопросы специфики коррекционной работы с учетом режимных требований в условиях воспитательной колонии.

СЛОВО МОЛОДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

108-119 29
Аннотация

В статье анализируются воспитательные возможности театра и театральной деятельности в Единой трудовой школе 1917–1931 годов. В работе выделяются содержательные направления воспитания (идейно-политическое, трудовое, эстетическое, умственное), осуществлявшиеся с помощью театральной деятельности. Рассматриваются формы и методы реализации воспитательных возможностей театра (экскурсии, клубная, кружковая деятельность в школе).

119-131 51
Аннотация

В статье раскрывается выраженность 15 объективно-психологических характеристик личности и 5 объективно-деятельностных (результативных) проявлений сотрудников в деятельности, характеризующие поведенческий уровень саморегуляции служебной деятельности сотрудников Росгвардии. Исследование осуществлялось на выборке сотрудников (n = 129). Выявлен уровень адекватности самооценочных характеристик сотрудников, определена дистанция личностного развития сотрудников, выявлены взаимосвязи между экспертными оценками и показателями самооценки, между уровнем уверенности в развитии профессионально-значимых объективных проявлений сотрудников и перспективной оценкой саморазвития. Изучен компонентный состав объективно-психологического уровня саморегуляции служебной деятельности сотрудников Росгвардии, а также выявлены различия выраженности показателей в компонентном составе саморегуляции служебной деятельности в различных группах, отобранных по качеству выполнения служебной деятельности.

131-136 26
Аннотация

Статья посвящена одной из приоритетных задач российского образования – формирование личности профессионала на начальном этапе профессионализации. Автор статьи обращается к базовым категориям психологии: «личность» и «субъект» в контексте профессионализации личности на этапе среднего профессионального образования. Обоснована идея о том, что положения метасистемного и объективно-психологического подходов позволяют выделять и изучать субъектные детерминанты студентов колледжа, представляющие собой симптомокомплексы учебно-важных качеств (УВК). Результаты эмпирического исследования позволили автору выделить и описать у студентов колледжа три группы учебно-важных качеств: абсолютные, относительные и УВК, связанные с мотивационной готовностью к учебно-профессиональной деятельности. В статье описаны данные проведенного факторного и корреляционного анализов, позволившие автору определить и описать компонентный состав каждой группы УВК и характер их взаимосвязей. Автор статьи указывает на необходимость и актуальность программ психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа, детерминирующих формировать и развивать субъектные детерминанты (учебно-важные качества) студентов на этапе среднего профессионального образования.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: ХРОНИКА, КОММЕНТАРИИ, РЕЦЕНЗИИ

137-143 15
Аннотация

В Вологде 13 – 15 октября 2022 года прошла международная научно-практическая конференция – XXXV сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Участники сессии обобщили результаты историко-педагогических исследований за прошедший год. Были намечены перспективные направления развития истории образования и педагогической мысли.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)