ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Журналистика» с позиции обучения реферированию публицистической литературы на иностранном языке, их вовлечения в профессионально-ориентированное общение через сравнение схожих с Россией проблем в медиасфере. В статье рассмотрены разные аспекты проблемы, представлен опыт Казанского федерального университета по формированию социокультурной компетенции при реализации курса «Иностранный язык в профессиональной сфере». Раскрыты основные этапы организационной работы по реферированию статей с описанием упражнений, обсуждению затронутых в них проблем и проведению ролевых игр. Авторами приведены особенности и виды ролевых игр, отмечена их эффективность в оценке новых полученных сведений из профессионально-ориентированных текстов.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ГазизоваРоссия
Газизова Альфия Ильдусовна, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры теории и практики преподавания иностранных языков
г. Казань
Г. М. Туктарова
Россия
Туктарова Гузель Мансуровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, русского и русского как иностранного
г. Казань
В. И. Волчкова
Россия
Волчкова Венера Ильдусовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков
г. Казань
Список литературы
1. Азарова Д. И. Аутентичный текст как средство формирования лингвострановедческой компетенции учащихся средней школы // Мир педагогики и психологии. 2020. № 12 (53). С. 19 – 24.
2. Бурлакова И. И. Практика формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Язык и текст. 2018. Т. 5. № 1. С. 109 – 115.
3. Деева Н. В., Смирнова А. Г. Формирование социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 114 – 120.
4. Карамышева Т. В. Коммуникативный социокультурный подход в обучении и иностранной речи // Обучение иностранным языкам в школе и вузе : сб. ст. СПб. : Оракул, 1999. С. 111 – 119.
5. Коровина И. В., Горшенина Л. И., Прынзина А. В. Инструменты формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку // Focus on Language Education and Research. 2023. Т. 4, № 2. С. 3 – 30.
6. Кушнарева Т. И., Кириллова И. И. Фоновые знания в структуре профессионально-ориентированной переводческой компетенции слушателей дополнительного провессионального образования факультета ветеринарной медицины // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход (Симферополь, 26 – 28 апр. 2018 г.) : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2018. С. 303 – 306.
7. Панфилова В. М., Панфилов А. Н., Газизова А. И. Иноязычная компетентность как предмет исследования: теоретические подходы, сущность, структура и содержание // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 – 14. С. 3164 – 3169.
8. Прокопенко Ю. А., Сычева Э. А. Развитие социокультурной иноязычной компетенции студентов в условиях дистанционного обучения // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2023. Т. 23. № 6. С. 153 – 159.
9. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологи. 2008. № 1 (10). С. 75 – 91.
10. Student reporters fill crucial gap in state government coverage. URL: https://theconversation.com/student-reporters-fill-crucial-gap-in-state-government-coverage-201456 (дата обращения: 20.03.2024).
11. InsightOut: The Importance of Student Journalism to Campus Life. URL: https://stmikes.utoronto.ca/news/insightout-the-importance-of-student-journalism-to-campus-life (дата обращения: 20.03.2024).
12. The news is fading from sight on big social media platforms – where does that leave journalism? URL: https://theconversation.com/the-news-is-fading-from-sight-on-big-social-media-platforms-where-does-that-leave-journalism-218522 (дата обращения: 20.03.2024).
13. Journalism Is a Public Good and Should Be Publicly Funded. URL: https://www.scientificamerican.com/article/journalism-is-a-public-good-and-should-be-publicly-funded/ (дата обращения: 20.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Газизова А.И., Туктарова Г.М., Волчкова В.И. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(4):35-42.
For citation:
Gazizova A.I., Tuktarova G.M., Volchkova V.I. DEVELOPING SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF NON-LINGUISTIC SPECIALTY STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(4):35-42. (In Russ.)