Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА

Аннотация

В статье актуализируется значение формирования профессиональной культуры специалистов в области спорта в системе высшего образования и определения организационно-педагогических условий эффективности этого процесса. Научно обосновывается развитие профессионально-личностной рефлексии как организационно-педагогического условия формирования профессиональной культуры обучающихся высшей школы. Конкретными примерами характеризуются пути развития профессионально-личностной рефлексии будущих специалистов в области спорта – использование рефлексивно-эвристических заданий; имитационно-игровое моделирование. Раскрывается их значение в формировании компонентов профессиональной культуры личности.

Об авторе

М. С. Скляр
Луганский государственный педагогический университет
Россия

СКЛЯР Максим Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. зав. кафедрой олимпийского и профессионального спорта

г. Луганск, Луганская Народная Республика



Список литературы

1. Батенева Е. В. Рефлексия как компонент профессионально-педагогической культуры педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. С. 111 – 115.

2. Белкина В. Н., Ревякина И. И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. (Психолого-педагогические науки). 2010. Т. II. № 3. С. 203 – 206.

3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков : ПГПИ, 2004. 216 с.

4. Голубева Н. М. Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования : автореф. дис. … канд. психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая психология». Саратов, 2018. 23 с.

5. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных механизмов // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. С. 100 – 108.

6. Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В., Няголова М. Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015 № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/ea8/gutsu.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

7. Девятова И. Е. Технологии развития педагогической рефлексии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 49 (33). С. 41 – 49.

8. Дружилов С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2000. 127 с.

9. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учеб. для вузов. М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998. 350 с.

10. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. М. : Дело, 1994. 216 с.

11. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник ТГПУ. 2005. № 1 (45). С. 62 – 66.

12. Семенов И. Н. Методологические проблемы этимологии и типологии рефлексии в смежных науках // Психология : журн. Высш. шк. экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 24 – 45.

13. Скляр М. С. Основные понятия концепции формирования профессиональной культуры специалистов в области физкультуры и спорта в системе высшего образования // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (15 апр. 2021 г., г. Уфа). Уфа : Аэтерна, 2021. С. 112 – 115.

14. Ушева Т. Ф. Рефлексия как ключевая компетенция будущего педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 9 (44). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 65 – 73.

15. Циулина М. В., Гревцева Г. Я. Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10. № 4. С. 37 – 47.

16. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Логос, 1996. 320 с.

17. Шустова И. Ю. Рефлексия в инновационной практике школы : монография. М. : НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.

18. Юрова Т. В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития : монография. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2008. 224 с.

19. Яковлева Л. В. Педагогическая рефлексия как показатель профессиональной культуры учителя // Формирование профессиональной личности учителя / под ред. Е. И. Рогова. Пятигорск, 1992. С. 178 – 180.


Рецензия

Для цитирования:


Скляр М.С. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(51):75-84.

For citation:


Sklyar M.S. DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL REFLECTION AS ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITION FOR PROFESSIONAL CULTURE FORMATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SPORT. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(51):75-84. (In Russ.)

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)