ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проблематизируется педагогический топос научно-психологического творчества одного из сподвижников З. Фрейда – Ш. Ференци. Раскрываются педагогические коннотации в трудах Ш. Ференци в контексте современной образовательной реальности. Показана эвристическая ценность идей Ференци для педагогической теории и практики.
В статье анализируются педагогические взгляды Бориса Михайловича Бим-Бада и его мудрость воспитания. Известный академик РАО, создатель Первого открытого университета в Москве Борис Михайлович Бим-Бад ушел из жизни 1 марта 2023 года, оставив ценное научное наследие. Его вклад в педагогическую антропологию и его личность стали предметом обсуждения в данной работе. Дружба и сотрудничество с членом-корреспондентом РАО Феликсом Ароновичем Фрадкиным, а также его связи с деятельностью кафедры педагогики ВлГУ в центре внимания автора.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Очень часто можно слышать, что математика в жизни не нужна в том объеме, в котором она изучается в школе. Однако математические знания и умения необходимы во всех сферах жизни человека [4, с. 2]. Кроме того, современное направление развития образования в значительной мере практико-ориентировано, а формирование функциональной грамотности школьников немыслимо без математической составляющей. В статье приводится педагогическое исследование, доказывающее целесообразность четкого выделения связей с объектами реальной жизни, показывающих нужность и важность математики в жизни каждого человека.
Статья посвящена проблеме обучения изобразительному искусству детей «цифрового поколения» в общеобразовательной школе. По мнению автора, сейчас, как никогда, становится актуальным поиск эффективных методов, повышающих качество общего художественного образования. Делается обоснованное предположение о рациональности сочетания репродуктивного и проблемного подходов в обучении изобразительному искусству современных школьников. Большая роль в повышении эффективности обучения отводится методу «Личного показа учителя». Выделяется один из его вариантов – «Метод незаконченного показа» (авторская формулировка). Особое значение автор придаёт методическому проектированию учителем учебно-творческих заданий, выполняемых учащимися на уроке.
В статье обозначена актуальная проблема отсутствия единой системы методического сопровождения в вопросе проектирования дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта.
Теоретической основой статьи послужил анализ действующей законодательной базы в сфере образования и области физической культуры и спорта в Российской Федерации, и особенностей физического воспитания как образовательно-воспитательного процесса. Рассмотрен профиль физкультурно-оздоровительных программ и программ физического воспитания.
Статья посвящена обзору наиболее заметных инноваций в образовании в целом и в обучении английскому языку в частности. Рассматриваются особенно востребованные в этой области за последнее время ресурсы и подходы к обучению, отражающие процесс формирования базиса для последующей модернизации образования. Автором анализируются их преимущества и недостатки. Особый акцент сделан на применении геймификации в обучении английскому языку.
Статья посвящена организации научных лингвистических исследований школьников на базе иностранных языков. Предложен и обоснован курс лингвокультурологии как дополнительная образовательная программа для школьников средней и старшей ступени. Рассмотрены необходимые компетенции учителей – научных руководителей подобного курса, сформулированы задачи, предметное содержание и предполагаемые результаты курса лингвокультурологии по возрастным группам.
В статье рассматривается проблема повышения уровня сформированности экологической культуры у учащихся 8 – 9-х классов через участие в эколого-краеведческих акциях. Представлена модель использования эколого-краеведческих акций, включающая подготовительный, собственно этап проведения экологических акций и проектно-оценочный этапы. Описаны уровневые задания, соответствующие структуре экологической культуры.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья актуализирует проблему оценки качества подготовки кадров для сферы образования. Оценка формируемых у студентов педагогического вуза значимых для решения профессиональных задач универсальных педагогических компетенций позволяет судить о результатах подготовки будущих педагогов. Представлены результаты решения данной задачи посредством использования в качестве оценочного средства диалоговых тренажеров, ориентированных на выявление уровня проявления универсальных педагогических компетенций у обучающихся, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры.
В статье рассматриваются новые подходы к обучению юристов, работающих в сфере международного права, англоязычной письменной онлайн-коммуникации. В статье анализируются основные критерии, характерные для успешной письменной онлайн-коммуникации, а также представляются результаты эксперимента, проводимого с целью определения основных проблем, с которыми сталкиваются юристы в своей работе в рамках письменной онлайн-коммуникации на английском языке.
В статье проанализированы профессиональные и социально значимые качества молодых специалистов, востребованные и актуализированные современными работодателями, такие как умение работать в команде, лидерские качества, критическое мышление, социальная активность и др.
Социально-проектная деятельность представлена как междисциплинарный инструментарий, направленный на повышение качества образования: от профориентации детей и молодежи и до получения ими профессии. Предпринят анализ диверсификации областей применения социальнопроектной деятельности, направленной на повышение качества отечественного профессионального образования, его фундаментализации, конкурентоспособности на мировом научно-образовательном рынке, востребованности отечественными абитуриентами и молодежью из-за рубежа, которая мечтает стать студентами российских университетов.
СПЕЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Содержание статьи раскрывает особенности самостоятельного овладения старшими дошкольниками письменными умениями, реализуемыми средствами алфавита. Показано, что дошкольники с нарушениями речи к моменту начала обучения не овладевают символической деятельностью, основу которой составляет умение оперировать при письме буквенными знаками. Специфические особенности приобретения дошкольниками с речевой патологией письменных умений без специального обучения могут расцениваться как предикторы в появлении трудностей овладения фонематическим навыком письма.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Цель статьи – представление поискового исследования, в котором изучаются психолого-педагогические условия развития коллективного субъекта в детско-родительских отношениях с младшим подростком. Представлена апробация программы развития детско-родительских отношений родителей и детей в процессе коллективной совместной деятельности, исследована динамика развития совместной деятельности и детско-родительских отношений. Программа позволяет оптимизировать социализацию и решение задач подросткового возраста, предотвратить трудности развития на этапе младшего подросткового возраста.
В статье представлено поисковое исследование, в котором изучаются профессионально важные коммуникативные качества личности вожатого детского оздоровительного лагеря. Представлены результаты сравнительного изучения коммуникативной направленности, межличностных свойств и уровней эмпатии в общении студентов педагогических специальностей, имеющих профессию вожатого и не предпочитающих работу в качестве вожатого детского оздоровительного лагеря. Выявлены статистически значимые особенности профессионально важных коммуникативных качеств личности вожатого: альтероцентрическая направленность, доброжелательность, альтруизм и эмпатийность.