НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПИСЬМЕННЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ – ПРИЗНАК ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТРУДНОСТЯМ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ ПРИНЦИПОМ ПИСЬМА
Аннотация
Содержание статьи раскрывает особенности самостоятельного овладения старшими дошкольниками письменными умениями, реализуемыми средствами алфавита. Показано, что дошкольники с нарушениями речи к моменту начала обучения не овладевают символической деятельностью, основу которой составляет умение оперировать при письме буквенными знаками. Специфические особенности приобретения дошкольниками с речевой патологией письменных умений без специального обучения могут расцениваться как предикторы в появлении трудностей овладения фонематическим навыком письма.
Об авторе
О. Б. ИншаковаРоссия
ИНШАКОВА Ольга Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии
г. Москва
Список литературы
1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М. : В. Секачев, 2017. 128 с.
2. Ахутина Т. В., Величенкова О. А., Иншакова О. Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 82 – 97.
3. Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. 1984. № 1. С. 52 – 55.
4. Иншакова О. Б. Нейропсихологический анализ состояния зрительно-пространственных функций у младших школьников при нормальном и нарушенном формировании фонематического навыка письма // Наука и школа. 2012. № 1. С. 118 – 124.
5. Ишимова О. А. Распространённость предрасположенности к дисграфии // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. М. : Изд-во МСГИ, 2006. С. 49 – 53.
6. Корнеев А. И. Вопросы лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. СПб., 2002. С. 186 – 225.
7. Левина P. E. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. М., 1959. С. 207 – 252.
8. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь : Нейролингвистические исследования. М. : Академия, 2002. С. 10 – 76.
9. Микфельд Я. О., Сивенкова М. Ю. Диагностика и коррекция предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у дошкольников // Логопедия. 2007. № 1. С. 48 – 71.
10. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технологии преодоления. М. : Парадигма, 2012. 280 с.
11. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1965. С. 33 – 45.
12. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПП РСФСР. Вып. 13. 1948. С. 101 – 133.
Рецензия
Для цитирования:
Иншакова О.Б. НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПИСЬМЕННЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ – ПРИЗНАК ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТРУДНОСТЯМ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ ПРИНЦИПОМ ПИСЬМА. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(53):124-131.
For citation:
Inshakova O.B. UNDERDEVELOPED WRITING SKILLS AMONG PRESCHOOLERS WITH SPEECH IMPAIRMENT AS A SIGN OF PREDISPOSITION TO DIFFICULTIES IN MASTERING PHONEMATIC WRITING. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(53):124-131. (In Russ.)