Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск
№ 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

9-16 30
Аннотация

В статье на основе анализа работ Ф. А. Фрадкина показан его вклад в развитие методологического знания. Выявлены и описаны разработанные им механизмы реализации методологических принципов в педагогической теории и практике 1920 – 1930-х годов. Показана роль ученого в развитии методологии истории и теории педагогики, понимании механизмов реализации методологических принципов на теоретическом и эмпирическом уровнях, расширении понятийно-категориального состава педагогики. Обозначены возможности использования разработанных им методологических подходов к дальнейшим исследованиям.

16-26 24
Аннотация

В статье рассматривается история создания технологий развивающего обучения в течение ХХ века. Анализируются причины их появления в новой школе России и последующего отказа от них. Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты технологии развивающего обучения, базирующегося на теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Сделан вывод о необходимости специальной постдипломной психолого-педагогической и дидактико-методической подготовки учителей, а также школьных практических психологов, работающих над реализацией технологии развивающего обучения в школе.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

27-36 55
Аннотация

В статье рассматривается вопрос развития критического мышления у школьников, история его формирования, а также признаки развитого критического мышления. Особое внимание уделяется методам развития критического мышления с использованием искусственного интеллекта, представлены результаты анкетирования школьников по использованию искусственного интеллекта.

36-45 25
Аннотация

В статье описаны результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению творческих заданий на уроках технологии в общеобразовательной школе, проведён качественный анализ экспериментальных данных по формированию опыта творческой деятельности обучающихся.

46-55 25
Аннотация

В статье проанализированы принципы обучения навыку пунктуационного оформления синтаксических единиц в средней школе; описано действие грамматического, смыслового и интонационного принципов русской пунктуации в методическом аспекте при обучении школьников.

56-67 20
Аннотация

В статье дано определение рабочей тетради по стереометрии и сформулированы требования к заданиям рабочей тетради, представлены задания, которые направлены на изучение теоретического материала, перехода от теории к ее применению, формирование метапредметного опыта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

68-75 27
Аннотация

Автор актуализирует вопросы, связанные с физическим здоровьем студентов университетов на современном этапе социально-экономического развития российского общества. Поле исследования данной статьи составляет процесс физического воспитания обучающихся, организация которого осуществляется в новых условиях функционирования университета. Исследование проводится на основе основных положений системного подхода. В статье автор представляет выявленные организационные уровни в процессе физического воспитания обучающихся образовательных организаций высшего образования (стратегический, содержательный, технологический уровни и ресурсный пласт университета).

76-81 25
Аннотация

Для формирования собственного мнения о различных исторических событиях и их участниках студенту необходимо уметь анализировать источники и критически относиться к их сведениям. В статье описываются методические приемы, позволяющие развивать эти умения у первокурсников. Автор уделяет особое внимание анализу нарративных источников.

82-90 36
Аннотация

В статье рассмотрен потенциал военно-прикладных упражнений, использование которых в ходе изучения учебной дисциплины «Физическая культура (элективный курс)» студентами военных учебных центров образовательных организаций высшего образования России способствовало бы развитию у студентов необходимых профессионально значимых психологических качеств.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

91-104 24
Аннотация

Актуальность задана поиском ценностно-смысловых и регулятивных особенностей личности учащихся – восьмиклассников в контексте профильного обучения. Данный возраст порождает наибольшие трудности у учителей-предметников. Процессуальные и личностные параметры саморегуляции и категории системы жизненных смыслов восьмиклассников провели через сравнительный и корреляционный анализ. Ученики общеобразовательных классов более склонны осознанно программировать свои действия и для них более значимы «статусные смыслы», «экзистенциальные смыслы» более значимы для учащихся профильных классов. Корреляционная плеяда параметров профильных классов имеет большее количество связей.

СЛОВО МОЛОДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

105-113 39
Аннотация

В статье анализируются организационно-методические функциональные основы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Рассматриваются принципиальные подходы и технологические средства реализации внеурочной деятельности в свете положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Научная новизна исследования определяется тем, что установлены психолого-педагогические условия проектирования внеурочной деятельности, ориентированные на профилактику трудностей в обучении в начальной школе.

В результате обнаруживается и обсуждается потенциал внеурочной деятельности в последовательном формировании компонентов успешности в обучении. Следует отметить, что активное использование внеурочной деятельности в современной школе расширит область образовательно-воспитательных возможностей образовательной организации и возможностей развития самих школьников.

113-126 21
Аннотация

В статье рассмотрена структура самостоятельности у старших дошкольников. Выделены когнитивный, волевой и эмоционально-мотивационный компоненты. Описаны предпосылки формирования и функции структурных составляющих самостоятельности у детей. Представлены данные о выраженности показателей компонентов самостоятельности на примере выборки: 102 ребенка в возрасте от 5 лет 7 месяцев до 7 лет 5 месяцев. Приведены результаты корреляционного анализа между компонентами самостоятельности.

127-134 27
Аннотация

В статье на основе анализа научной литературы исследуется вопрос о необходимости дифференциации понятий «экологическая культура личности» и «экологическая культура школьника». Особое внимание обращается на характеристику содержательного наполнения структурных элементов экологической культуры школьника в сравнении с характеристикой этих элементов, свойственных экологической культуре личности.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: ХРОНИКА, КОММЕНТАРИИ, РЕЦЕНЗИИ

135-140 24
Аннотация

Юбилейная статья посвящена научно-педагогической деятельности выдающегося отечественного дидакта, доктора педагогических наук, профессора Елены Николаевны Селиверстовой. В статье изложены основные направления исследований Е. Н. Селиверстовой (реализация развивающей функции обучения, формирование познавательного опыта школьников, познавательная, исследовательская, игровая, проектная деятельность в обучении, отбор содержания образования, оценка качества образования), освещена её педагогическая, организаторская деятельность.

140-148 37
Аннотация

Статья посвящена 100-летнему юбилею со дня рождения Кадрии Исмаиловны Салимовой, известного ученого, члена-корреспондента РАО, специалиста в области зарубежной педагогики. Проанализирован путь ее профессионального становления, приведены важные моменты ее биографии, представлен педагогический вклад К. И. Салимовой в зарубежную педагогику. Доказано, что международное признание она получила не только благодаря трудам, связанным с педагогикой Востока, где педагогическая культура Японии занимает важное место. Профессор Салимова создала в 1990 году Международную группу историков педагогики при Международной постоянно действующей конференции историков педагогики (ISCHE), а также руководила Лабораторией зарубежной школы и педагогики Института теории образования и педагогики РАО.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)