ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматривается история создания технологий развивающего обучения в течение ХХ века. Анализируются причины их появления в новой школе России и последующего отказа от них. Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты технологии развивающего обучения, базирующегося на теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Сделан вывод о необходимости специальной постдипломной психолого-педагогической и дидактико-методической подготовки учителей, а также школьных практических психологов, работающих над реализацией технологии развивающего обучения в школе.
Об авторе
А. С. ТурчинРоссия
Турчин Анатолий Степанович доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и прикладной психологии.
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. : Педагогика, 1978. 144 с.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой ; Акад. пед. наук РСФСР. М. : Просвещение, 1967. 360 с.
3. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. 480 с.
4. Гальперин П. Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании // Доклады АПН РСФСР № 2. 1957. С. 43 – 46.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
6. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М. : Дом педагогики, 1996. 208 с.
7. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1924. 174 с.
8. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34 – 42.
10. Карпова А. Ф., Турчин А. С. Формирование основных исторических понятий у подростков как определяющее условие готовности к самообразовательной деятельности // Подготовка школьников к самообразованию. Волгоград, 1980. С. 85 – 98.
11. Коротов В. М. Главное на уроке. Иваново : ИПК и ППК, 1996. 106 с.
12. Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложений при чтении. М. : Педагогика, 1989. 142 с.
13. Милашевич В. В. Метод и основания психологии : учеб. пособие / Дальневост. гос. ун-т. Владивосток : ДВГУ, 1976. 108 с.
14. Милехина Т. Е. Некоторые дидактические аспекты формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций, повышающих мотивацию школьников в обучении // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 80 – 85.
15. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / под ред. А. И. Булычевой. М. : УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. 173 с.
16. Обухова Л. Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М., 1968. С. 153 – 186.
17. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М. : Национальное образование, 2016. 301 с.
18. Руднева Е. И. Педологические извращения Выготского. М. : Учпедгиз, 1937. (школа ФЗУ треста «Полиграфкнига»). 32 с.
19. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. : Изд-во Моск. унта, 1984. 345 с.
20. Тихомиров О. К. Психология мышления : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. унта, 1984. 272 с.
21. Турчин А. С. Особенности организации мотивационного этапа усвоения знаний как основание перестройки учебной мотивации // Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / под ред. В. А. Зобкова, В. П. Познякова, А. В. Зобкова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Гуманитар. ин-т ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. Владимир ; М. : КопиА-Сервис, 2023. С. 151 – 155.
22. Турчина Н. В. Новые методы учебно-воспитательного процесса как средство развития самодеятельности личности в отечественной школе 20-х гг. : автореф. дис канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1995. 19 с.
23. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. М. : Знание, 1985. 80 с.
24. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2. М., 1980. 340 с.
25. Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний: (Младшие классы школы) / под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М. : Просвещение, 1966. 442 с.
Рецензия
Для цитирования:
Турчин А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(2):16-26.
For citation:
Turchin A.S. PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF DEVELOPING LEARNING TECHNOLOGIES IN DOMESTIC EDUCATION. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(2):16-26. (In Russ.)