СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ И РЕГУЛЯТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация
Актуальность задана поиском ценностно-смысловых и регулятивных особенностей личности учащихся – восьмиклассников в контексте профильного обучения. Данный возраст порождает наибольшие трудности у учителей-предметников. Процессуальные и личностные параметры саморегуляции и категории системы жизненных смыслов восьмиклассников провели через сравнительный и корреляционный анализ. Ученики общеобразовательных классов более склонны осознанно программировать свои действия и для них более значимы «статусные смыслы», «экзистенциальные смыслы» более значимы для учащихся профильных классов. Корреляционная плеяда параметров профильных классов имеет большее количество связей.
Ключевые слова
Об авторах
В. Ф. ПрокопцеваРоссия
Прокопцева Валерия Федоровна педагог-психолог.
Челябинск
Н. В. Маркина
Россия
Маркина Нина Витальевна кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры управления, экономики и права.
Челябинск
З. Д. Мохова
Россия
Мохова Залина Даниловна - педагог-психолог.
Челябинск
Е. С. Первухина
Россия
Первухина Елена Сергеевна старший методист.
Челябинск
Список литературы
1. Абакумова И. В., Рядинская Е. Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 1. С. 52 – 58.
2. Арендачук И. В. Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 4. С. 346 – 358. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358.
3. Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Регуляторные, когнитивные и личностные ресурсы успешности овладения русским языком у учеников с различным развитием осознанной саморегуляции // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 109 – 129. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-109-129.
4. Бондаренко И. Н., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Роль осознанной саморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченности учащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдное исследование // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 4. С. 200 – 223. DOI: 10.11621/vsp.2022.04.09.
5. Борисенко Е. Ю. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности учащихся : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореф. дис. … канд. пед. наук / Борисенко Елена Юрьевна. Иркутск, 2006. 22 с.
6. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности : (Психол. исслед.). М. : Знание, 1985. – 64 с.
7. Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 12 – 23.
8. Исаева О. М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения : специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : автореф. дис. … канд. психолог. наук / Исаева Оксана Михайловна. Тамбов, 2006. 24 с.
9. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1 (54). С. 148 – 153.
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамка смысловой реальности. М. : Смысл, 1999. 487 с.
11. Литошенко Е. В. Развитие саморегуляции у младших подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 394 – 399.
12. Маркина Н. В. Личностные ресурсы академической успешности учащихся профильных классов // Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16, № 1. С. 29 – 40. DOI: 10.14529/jpps230103.
13. Милованова Л. А. Ценностные и мотивационные аспекты в содержании профильного обучения школьников иностранному языку // Язык и культура. 2019. № 47. С. 245 – 259. DOI: 10.17223/19996195/47/14.
14. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) : руководство. М. : Когито-Центр, 2004. 41 с.
15. Неумывакин В. С. Проблема организации педагогического сопровождения развития саморегуляции учебной деятельности обучающихся профильных классов // Современный ученый. 2022. № 3. С. 194 – 196.
16. Шапенкова И. П. Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств : специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : автореф. дис. … канд. психол. наук / Шапенкова Ирина Петровна. СПб., 2010. 21 с.
17. Швацкий А. Ю. Экзистенциальные ценности современной молодежи. In: Cercetarea, inovarea și dezvoltarea din perspectiva eticii globale, Ed. 2, 16 aprilie 2021, Chişinău. Chişinău : Tehnica-UTM, 2021. Ediția 2. Pp. 86 – 92.
18. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, NY : The Free Press, 1973. 438 рр.
19. Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. № 2 (1). Available from:https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1116&context=orpc (date of access: 24.08.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Прокопцева В.Ф., Маркина Н.В., Мохова З.Д., Первухина Е.С. СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ И РЕГУЛЯТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(2):91-104.
For citation:
Prokoptseva V.F., Markina N.V., Mokhova Z.D., Pervukhina E.S. THE SPECIFICS OF VALUE-SEMANTIC AND REGULATORY FEATURES OF THE PERSONALITY OF EIGHTH GRADERS OF SPECIALIZED CLASSES. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(2):91-104. (In Russ.)