Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск
№ 49 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

8-15 44
Аннотация

Статья посвящена истории Шуйского государственного педагогического института, открытого 70 лет назад. В ней отражены факты, события, лица, свидетельствующие о богатой истории вуза, ставшего центром педагогического образования в Ивановском регионе. На протяжении 10 лет в Шуйском государственном педагогическом институте (ныне Шуйском филиале Ивановского государственного университета) издавались Ученые записки, в которых педагоги публиковали результаты своих исследований. В данной статье мы представили информацию об одних из первых ученых Шуйского государственного педагогического института – авторах статей в Ученых записках, а также их биографию и идеи в области педагогики, многие из которых не потеряли своей актуальности и в наши дни. 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

16-28 15
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку. Анализируется модель подготовки московских школьников на базе Центра педагогического мастерства, выделяются основные факторы успешности, принципы и этапы подготовки. В рамках исследования изучено содержание заданий прошлых лет, а также нормативных документов, протоколов, методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии. Актуальность исследования заключается в повышении интереса к ВСОШ и в необходимости реформирования системы подготовки в различных регионах.

29-36 16
Аннотация

В статье актуализируется проблема совершенствования системы управления образовательной организацией в современных условиях. Представлены конкретные рекомендации, технологии, приемы и формы, способствующие обновлению педагогического процесса и эффективному управлению им. 

36-44 31
Аннотация

Статья посвящена решению проблемы художественного развития детей «цифрового поколения». Обучение рисованию с натуры рассматривается как средство предотвращения негативного влияния цифровой среды на процесс развития личности подростка. Делается обоснованное предположение об актуальности этого вида учебной художественной деятельности. По мнению автора, рисуя с натуры натюрморт, подросток преодолевает отрыв от реально существующего мира, провоцируемый захватившей общество глобальной цифровизацией.

44-53 25
Аннотация

В данной статье проведено научно-практическое исследование гендерных различий в процессе школьного образования и изучена природа гендерных вопросов в процессе обучения современных детей. Предмет изучения: степень подготовленности учителей к реализации раздельного обучения в современных условиях. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ города Нальчика. Сопоставительный анализ результатов опроса респондентов-учителей выявил компромиссный взгляд на дифференцированное обучение. Результаты данного исследования могут быть полезны при составлении программ специализированного обучения и воспитания в общеобразовательных школах. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

54-67 19
Аннотация

Цель статьи – исследование возможных вариантов формирования и развития видов интерактивного обучения на основании организации взаимодействия его элементов посредством привлечения необходимых ресурсов. Методологию исследования составили следующие методы: категориальный метод «Универсальная схема взаимодействия», контент-анализ научно-методической литературы. В результате исследования была сформирована модель взаимодействия элементов интерактивного обучения, представляющая объект исследования как систему, четкая иерархическая последовательность элементов которой позволяет, во-первых, обеспечить сформированность объекта на определённом уровне, во-вторых, дать представление о необходимых условиях и факторах, влияющих как на развитие, так и на отбор содержания интерактивного обучения, и, следовательно, способствовать его использованию в качестве продуктивного средства оптимизации процесса обучения. В качестве примера практического применения модели описан один из возможных сценариев внедрения интерактивного обучения РКИ в магистратуре. 

68-75 28
Аннотация

В материалах статьи раскрываются некоторые современные особенности формирования здоровьесберегающей компетенции обучающихся в образовательных организациях МВД России. Рассматривается необходимость укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи с помощью применения компетентностного подхода в рамках образовательного процесса. Определены этапы формирования здоровьесберегающей компетенции курсантов. Разработаны компоненты здоровьесберегающей компетенции. На основе разработанных компонентов представлена структурно-содержательная модель формирования здоровьесберегающей компетентности курсантов образовательных организаций МВД России. 

75-86 24
Аннотация

Проблема развития учебной мотивации обучающихся актуальна на всех этапах получения высшего образования, в том числе в магистратуре и аспирантуре. Мотивация – движущая сила учебной деятельности и основа успешности обучающихся, поэтому управление мотивацией, развитие внутренних мотивов обучающихся являются важной задачей организации профессионального образования, позволяющей обеспечить его эффективность и результативность.

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию учебной мотивации, способствующие саморазвитию и профессиональному становлению обучающихся магистратуры и аспирантуры Вологодского научного центра РАН. Практическая значимость работы заключается в анализе и обобщении опыта, который будет полезен преподавателям и руководителям научных организаций при совершенствовании процесса подготовки высококвалифицированных специалистов по программам высшего образования в соответствии с ФГОС ВО.

87-95 35
Аннотация

Статья посвящена обзору ряда инновационных методик преподавания русского языка как иностранного, а именно таким как: проектная деятельность, в особенности формат представления презентаций PechaKucha, модель «Перевернутый класс», тематические занятия «Case Study», дистанционный формат обучения и языковые мобильные приложения. Дается обоснование важности предмета русского языка как иностранного в условиях глобализирующегося мира, а также необходимости модернизации образовательного процесса. Раскрываются преимущества указанных инновационных методов преподавания. В результате автор приходит к обоснованному выводу о том, что современный урок не может обойтись без технологических решений в сфере образования и что от этого напрямую зависит его эффективность в условиях активного взаимодействия культур и растущей информационной составляющей всех мировых процессов. 

95-101 25
Аннотация

Рассматривается вопрос о важности формирования и активизации у студентов, специализирующихся в области переводоведения, способности интерпретировать содержание иноязычного высказывания. Подчеркивается тесная взаимосвязь двух аспектов перевода: интерпретации и трансформации и их роль в реализации языкового посредничества. 

СПЕЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

102-111 22
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития информационных систем для слепых. Приведены моменты возникновения и действия систем и средств передачи информации слепым в ретроспективе. Дается оценка современных систем передачи информации для слепых. Рассматривается предлагаемая автором рельефно-точечная система для слепых, альтернативная системе Брайля. 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

122-133 12
Аннотация

В статье с привлечением эмпирического материала раскрывается проблема отношения к себе спортсменов-волейболистов, по-разному переживающих острые, переломные моменты (кризисы) в своей спортивной карьере. Предполагали, что волейболисты с разным видом самоотношения обладают разным кризисным профилем и соответствующей ему психологической устойчивостью. Выборку исследования составили 75 девушекволейболисток, играющих в Высшей лиге «А» чемпионата России-2022 (зона «Восток»), в возрасте от 18 до 24 лет, имеющих спортивный разряд не ниже 1-го взрослого. В качестве психодиагностических методик использовали: опросник «Отношение к себе» и «Переживание кризиса личностью». Установлено, что для спортсменов, не переживающих кризис, доминирующим профилем является психологическое здоровье, тогда как у волейболистов, переживающих кризис, установлены конструктивное переживание кризиса, с неопределенным прогнозом и деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом. У волейболистов, не переживающих кризис, доминирующим видом самоотношения является активно-позитивное, тогда как у спортсменов, переживающих кризис, выражено неустойчивое и пассивно-негативное отношение к себе. Показано, что «коэффициент полезности игрока» – это одно из условий, усиливающее кризисную нагрузку на спортсменов, отражающееся в кризисном профиле личности и самоотношении волейболистов. Полученные данные правомерно использовать в тренировочном и соревновательном процессе в рамках психологической подготовки и сопровождения спортсменов. 

СЛОВО МОЛОДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

134-144 24
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих руководителей, способных к качественному планированию, организации, управлению и контролю деятельности. Цель статьи – обоснование специфики технологии по формированию у обучающихся организационно-управленческой компетенции. На основе проведенного анализа психолого-педагогических источников разработана педагогическая технология, включающая цель, задачи, этапы, компоненты компетенции, ее содержание, элементы учебной и внеучебной деятельности, внутренние и внешние факторы, определяющие формирование. Результаты исследования представлены в выявленной взаимосвязи между образовательной деятельностью и индивидуальным проектированием обучающихся. 

144-153 42
Аннотация

Статья посвящена одному из этапов создания предсказательной психологической модели виктимизации подростков, участвующих в буллинге. Выдвинута гипотеза о том, что виктимизация участников буллинга детерминирована самооценочными компонентами личности. На основе результатов эмпирического исследования (n = 65, подростки от 10 до 13 лет) с применением шкалы издевательств Гейтхауса, методики Дембо – Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), мотивационно-самооценочного опросника В. А. Зобкова получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние уровня самооценки, притязаний, деловых коллективистских качеств личности на виктимизацию школьников. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)