МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ В МАГИСТРАТУРЕ)
Аннотация
Цель статьи – исследование возможных вариантов формирования и развития видов интерактивного обучения на основании организации взаимодействия его элементов посредством привлечения необходимых ресурсов. Методологию исследования составили следующие методы: категориальный метод «Универсальная схема взаимодействия», контент-анализ научно-методической литературы. В результате исследования была сформирована модель взаимодействия элементов интерактивного обучения, представляющая объект исследования как систему, четкая иерархическая последовательность элементов которой позволяет, во-первых, обеспечить сформированность объекта на определённом уровне, во-вторых, дать представление о необходимых условиях и факторах, влияющих как на развитие, так и на отбор содержания интерактивного обучения, и, следовательно, способствовать его использованию в качестве продуктивного средства оптимизации процесса обучения. В качестве примера практического применения модели описан один из возможных сценариев внедрения интерактивного обучения РКИ в магистратуре.
Об авторе
А. В. ВасильеваРоссия
ВАСИЛЬЕВА Анастасия Владимировна кандидат педагогических наук преподаватель кафедры дизайна
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) : учебник. М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с. DOI: 10.12737/991914.
2. Васильева А. В. Выявление эволюционной последовательности возникновения и развития интерактивного обучения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 4. С. 58 – 71. DOI: 10.18413/2313-8971-2020- 6-4-0-5.
3. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 101 – 113. DOI: 10.33910/1992- 6464-2021-101-113.
4. Васильева А. В. Формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения (в педагогике и методике) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 1 (33). DOI: 10.15393/j5.art.2021.6664.
5. Вербицкий А. А. Проблема адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 87. С. 3 – 15.
6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. : ЛГУ, 1985. 168 с.
7. Коваленко В. И., Соколова О. А., Маматова С. И. Методика и технология интерактивного обучения: проблема классификации и сущностных отличий // Наука. Искусство. Культура. 2018. Вып. 3. № 19. С. 135 – 150.
8. Коротаева Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М. : Национальный книжный центр, 2016.
9. Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 112. С. 160 – 164.
10. Мещерякова Е. И. Мотивация к приобретению профессиональных умений с использованием интерактивных методов как педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 18. № 3 (41). 2019. С. 7 – 12. DOI: 10.20310/1810-231X-2019-18-3(41)-7-12.
11. Недолужко О. В. Интеллектуальный капитал организации в категориях универсальной схемы взаимодействия его элементов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 242 – 246.
12. Bagramova N. V., Vasilieva, A. V. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses // Philological Class. 2020. № 1 (59). Pp. 171 – 181. DOI: 10.26170/FK20-01-17.
13. Fahim M., Seidi A. Interaction and Interactive English Teaching in the High School Level // Theory and Practice in Language Studies. 2013. Vol. 3. Issue 6. Pp. 932 – 937. DOI: 10.4304/TPLS.3.6.932-937
14. Lucero E., Scalante-Morales J. English Language Teacher educator integrational styles: Heterogenety and homogeneity in the ELTE classroom // HOW. 2018. Vol. 25 (1). Pp. 11 – 31. DOI: 10.19183/how.25.1.358.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева А.В. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ В МАГИСТРАТУРЕ). Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(49):54-67.
For citation:
Vasilieva A.V. MODEL OF INTERACTION OF INTERACTIVE LEARNING ELEMENTS (ON THE EXAMPLE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE MASTER'S PROGRAM). Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(49):54-67. (In Russ.)