ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье выявлены и систематизированы требования к учителю молодой советской школы. Учитель рассматривался как проводник коммунистической идеологии, политический агитатор, человек высокой общей культуры, исследователь, социальный педагог, сопровождающий учеников во внешкольной жизни, энтузиаст, коллективист, инициатор детского творчества и самообразования. Эти требования к учителю проводились через прессу, педагогические курсы и другие формы педагогического образования. Максимализм требований к учителю, сформированных в 1920-е годы, не позволяет оценить их однозначно. Они не были в полной мере реализованы, но до сих пор обладают прогностическим потенциалом.
В сравнительно-сопоставительном ключе производится рецепция взглядов основоположников индивидуальной психологии (А. Адлера) и аналитической психологии (К. Г. Юнга) на онтологический статус ребенка, оценивается значимость высказанных ими идей по этому поводу в контексте философско-антропологического и психолого-педагогического постижения современного детства.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье выявляются эстетико-воспитательные и обучающие возможности русского народного искусства, образовательные задачи, ведущие подходы к отбору содержания художественного образования школьников в области декоративно-прикладного искусства: установление духовного, эмоционального контакта с учащимися через привлечение широкого спектра образов, опора на стилистический анализ, взаимосвязь формы и материала, связь формы и украшения, постижение комплексного назначения предмета народного искусства, доминанта художественной ценности над бытовой. Осуществлена классификация творческих заданий с опорой на аналог в народном искусстве и выделено семь видов таких заданий. Приведены примеры педагогического проектирования творческих заданий и результаты выполнения их школьниками.
В статье интерпретированы способы приобщения к здоровому образу жизни младших школьников в условиях внеурочной деятельности с использованием интерактивных игр на переменах. Авторами представляются методические приемы, позволяющие данной деятельности стать доступной и привлекательной для участников образовательного процесса. Обосновывается идея о том, что при интерактивном использовании ресурсов внеурочной деятельности на перемене можно добиться эффективных результатов в формировании основ здорового образа жизни у младших школьников.
Статья посвящена актуальной проблеме организации домашней учебной работы школьников, которая на протяжении веков остается предметом дискуссий среди педагогов, родителей и ученых. Автор анализирует историю вопроса начиная с XIX века, когда впервые поднималась проблема перегрузки обучающихся домашними заданиями, до современных вызовов, связанных с цифровизацией образования и использованием искусственного интеллекта. Цель статьи – представление результатов апробации концепции домашней учебной работы, проведенной среди педагогов Дальнего Востока и Тамбовской области. В ходе исследования использовались методы анкетирования и научно-педагогической беседы. Ключевыми результатами обсуждения концепции стали подтверждение важности научных исследований в данной области, необходимости комплексного подхода к оценке объема домашней учебной работы; усиление внимания к целям домашних заданий, их индивидуализации и дифференциации; повышение учебной мотивации школьников. Представленные в статье результаты апробации показали, что педагогическое сообщество готово к изменениям, но нуждается в методической поддержке организации домашней учебной работы. Реализация предложенных в концепции мер позволит трансформировать домашние задания из инструмента закрепления знаний в средство развития мотивации и самостоятельности обучающихся.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье проведено исследование взаимосвязи лингвокреативного словообразования в политических мемах и его влияния на усвоение лексики иностранного языка студентами первого курса, обучающимися по программам нелингвистических направлений. Цель исследования – получение представления об использовании политических мемов в качестве инструмента на занятиях по иностранному языку на основе анализа их лингвистических особенностей, что может способствовать созданию игровой атмосферы и влиять на успешное овладение лексикой иностранного языка, а также понимание языковых реалий, характерных для разных стран.
В статье характеризуется актуальность технологии web-квеста в сфере профессионального образования, рассматриваются роль и возможности применения технологии в образовательном процессе. Характеризуются достоинства web-квестов для педагогов и студентов, а также приводится пример платформы для их создания.
Военно-политическая обстановка в России в условиях проведения специальной военной операции актуализировала переход образовательных организаций высшего образования на новый этап развития, что самым непосредственным образом сказалось на подготовке и обучении военно-технических кадров иностранных государств. В статье рассматриваются вопросы использования аутентичных публицистических текстов периодического издания «Красная звезда» при обучении курсантов русскому языку как иностранному на занятиях по внеаудиторному чтению в военном вузе. Особое внимание уделяется общим принципам отбора аутентичных публицистических текстов с учетом формирования языковой потребности в рамках функционирования многонационального воинского коллектива.
В статье использование песенного материала рассматривается как методический приём, позволяющий формировать языковую, коммуникативную и культурную компетенции. Авторы представляют методическую разработку, включающую в себя пред-, при- и послетекстовые задания и упражнения, направленные на закрепление грамматики и лексики, а также на развитие всех видов речевой деятельности – аудирования, говорения, письма и понимания текста. Задания и упражнения рассчитаны на студентов с уровнем владения русским языком от А2 до В1.
Статья определяет взаимосвязь между педагогической технологией и праксиологическим подходом в образовании. Инструментарий педагогической праксиологии способствует успешной реализации педагогической технологии. Праксиологический подход в образовании базируется на практико-ориентированном знании и выступает в качестве методологического основания структурно-функционального анализа, используемого педагогом в рамках технологии инструментов и методов. Реализация его основных положений способствует повышению результативности учебного процесса за счет осмысленного применения праксиологического знания в активной деятельности. В логике использования на практике педагогической технологии праксиологический подход – основа осознанного выбора учителем методических приемов, средств обучения, способов деятельности в направлении повышения продуктивности и результативности педагогических действий. Педагогическая технология как систематически организованный и детально структурированный многошаговый процесс становится средством реализации принципов праксиологического подхода в образовательной практике.
В статье изложены результаты исследования сопровождения молодых педагогов. Указаны проблемы в существующих методах и программах сопровождения и недостаток исследований в области управленческой позиции руководителей образовательных организаций по вопросам сопровождения молодых педагогов. Определена роль руководителей в создании благоприятной среды для молодых педагогов и даны предложения по усовершенствованию системы сопровождения. Сделан вывод о необходимости разработки системы сопровождения молодых педагогов с целью обеспечения успешной адаптации и развития новых кадров в образовании. Использованы анкетные опросы по различным типам вопросов и контент-анализ. Выявлено, что большинство руководителей считают, что система сопровождения уже существует, однако наблюдается разногласие между руководителями и педагогами по эффективности этой системы. Предложен ряд универсальных и популярных средств поддержки: наставничество и консультирование. Как основную проблему руководители выделяют отсутствие единого научно-методического пространства.
Рассматриваются актуальность и возможности использования обучающего видео в обучении студентов информационным технологиям. Уточнены понятия «видеоурок», «обучающий видеофильм» и подход к организации их структуры с точки зрения педагогической целесообразности. Выделены основные этапы монтажа обучающих видеофильмов, охарактеризованы технические и программные средства, необходимые для создания учебных видеороликов. Показана значимость формирования у педагогов фундаментальных компетенций в области нелинейного видеомонтажа. На примере видеокурса «Основы программирования на языке C#» продемонстрирован потенциал использования видеоматериалов в обучении студентов информационным технологиям.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Актуальность темы связана с наркотизацией молодёжи и необходимостью создания условий, которые бы препятствовали возникновению у молодых людей зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). В статье изложены данные исследования особенностей жизнестойкости молодых людей, имеющих опыт употребления ПАВ, а также гибкости их копинг-поведения. Были установлены статистически значимые различия в уровне жизнестойкости и её компонентов у испытуемых, имеющих и не имеющих опыт употребления ПАВ. Не обнаружено значимых различий в степени подверженности стрессам и гибкости копинг-поведения испытуемых. Делается вывод о том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи студентам.
В статье приведен анализ социально-психологических особенностей личности бизнесмена, способствующих успешному основанию и продвижению стартапа. Стартап-проекты – это важные направления инновационного развития бизнеса в России. Представлена авторская система изучения современных характеристик личности создателя стартапа и связь с успешностью бизнеса.
ИННОВАЦИОННЫЕ ВЕКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен социально-психологический и организационно-управленческий анализ создания образовательных центров в г. Владимире при объединении средних общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
В статье представлен опыт разработки и реализации проекта по совершенствованию профориентационной подготовки обучающихся отделения СПО Балахнинского филиала ННГУ в сотрудничестве с Правдинским радиозаводом, который для моногорода Балахна Нижегородской области является градообразующим предприятием ОПК.
СЛОВО МОЛОДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ
В статье систематизированы теоретические представления, посвященные процессу прогрессирующей цифровизации образовательного пространства. Подчеркнуто его противоречивое воздействие на субъекты. Представлены технологии и средства эффективного использования цифровых ресурсов в целях оптимизации учебного процесса без ущерба для психофизического здоровья обучающихся и обучающих.







