ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1920-х ГОДОВ О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧИТЕЛЮ
Аннотация
В статье выявлены и систематизированы требования к учителю молодой советской школы. Учитель рассматривался как проводник коммунистической идеологии, политический агитатор, человек высокой общей культуры, исследователь, социальный педагог, сопровождающий учеников во внешкольной жизни, энтузиаст, коллективист, инициатор детского творчества и самообразования. Эти требования к учителю проводились через прессу, педагогические курсы и другие формы педагогического образования. Максимализм требований к учителю, сформированных в 1920-е годы, не позволяет оценить их однозначно. Они не были в полной мере реализованы, но до сих пор обладают прогностическим потенциалом.
Об авторах
С. И. ДорошенкоРоссия
доктор педагогических наук, доцент
профессор кафедры педагогики
г. Владимир
И. А. Грачев
Россия
магистрант кафедры физико-математического образования и информационных технологий
г. Владимир
Список литературы
1. Асташова Н. А. Учитель в образовании: постижение образа через изучение педагогического наследия Н. К. Крупской // Образование и общество. 2024. № 3 (146). С. 3 – 11.
2. Шевелёв В. Ю. Идеальный образ учителя в отечественной педагогике 1920-х годов // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : материалы VIII Междунар. науч. конф. / отв. ред. М. И. Морозова. СПб. : Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2018. С. 115 – 118.
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.
4. Дайте детям разумные развлечения // Призыв. 1922. 26 окт.
5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 1. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы / под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова ; подгот. текста и примеч. Ф. С. Озерской. М. : Изд-во АПН, 1957. 524 с.
6. Луначарский А. В. Речи на 1-м Всероссийском Съезде по внешкольному образованию. М. : Изд. отд. внешкольного образования, 1919. С. 5 – 17.
7. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 1 / под ред. А. А. Фролова, В. А. Сухомлинского, Н. Д. Никандрова. М. : Педагогика, 1983. 365 с.
8. Обратите внимание! // Призыв. 1922. 18 мая.
9. Шацкий С. Т. Доклад об Опытной станции по народному образованию // С. Т. Шацкий: работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М. : Просвещение, 1989. 223 с.
10. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М. : Педагогика, 1980.
Рецензия
Для цитирования:
Дорошенко С.И., Грачев И.А. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1920-х ГОДОВ О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧИТЕЛЮ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):9-19.
For citation:
Doroshenko S.I., Grachev I.A. DOMESTIC PEDAGOGICAL THOUGHT OF THE 1920s ON THE REQUIREMENTS TO THE TEACHER. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):9-19. (In Russ.)







