АДАПТАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОЦЕНКАХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье изложены результаты исследования сопровождения молодых педагогов. Указаны проблемы в существующих методах и программах сопровождения и недостаток исследований в области управленческой позиции руководителей образовательных организаций по вопросам сопровождения молодых педагогов. Определена роль руководителей в создании благоприятной среды для молодых педагогов и даны предложения по усовершенствованию системы сопровождения. Сделан вывод о необходимости разработки системы сопровождения молодых педагогов с целью обеспечения успешной адаптации и развития новых кадров в образовании. Использованы анкетные опросы по различным типам вопросов и контент-анализ. Выявлено, что большинство руководителей считают, что система сопровождения уже существует, однако наблюдается разногласие между руководителями и педагогами по эффективности этой системы. Предложен ряд универсальных и популярных средств поддержки: наставничество и консультирование. Как основную проблему руководители выделяют отсутствие единого научно-методического пространства.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ШляхтинаРоссия
руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
г. Ярославль
Список литературы
1. Бечиев Ш. Ш., Федорчук Ю. М. Профессиональная готовность молодых педагогов // Человек и образование. 2024. № 1(78). С. 62 – 71.
2. Бочарова Ю. Ю., Коматкова Л. В. Практики закрепления молодых учителей: роль профессионального сообщества // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 382 – 391.
3. Волегов В. С. Численность молодых учителей и показатели социально-экономического развития регионов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 4. С. 579 – 591.
4. Гаврутенко Т. В., Мокрецова Л. А. Оценка эффективности развития наставничества учителей при организации деятельности педагогического альянса педагогического университета и школы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 1(38). С. 123 – 130.
5. Ермолаева М. Г., Верстукова Е. Н. Андрагогическое сопровождение молодых педагогов на этапах адаптации и интеграции в профессию // Человек и образование. 2024. № 2(79). С. 80 – 88.
6. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 18.
7. Ладилова Н. А. Экосистема наставничества как вектор дополнительного профессионального образования // Коучинг и наставничество: теория и практика : материалы всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25 – 26 апр. 2024 г. Чебоксары : Среда, 2024. С. 73 – 81.
8. Марус Ю. В., Марус М. Л. Проблемы адаптации начинающего учителя в школе и пути их решения // Вестник Академии знаний. 2023. № 6(59). С. 637 – 639.
9. Молочников Н. Р., Захарян Ю. Н. Роль руководителя в системе управления персоналом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4 – 2(74). С. 40 – 42.
10. Неровный Л. В. Концепция ГРИД-управления Р. Блейка и Дж. Моутон: структура, сущность, содержание // Психология обучения. 2018. № 10. С. 69 – 83.
11. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). Ч. 1 / Рособрнадзор. М., 2019. 41 с.
12. Пенькова Ю. В. Психолог в роли наставника для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов в образовательной организации // Шамовские чтения : сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. М. : Научная школа управления образовательными системами, 2024. С. 121 – 125.
13. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов / Т. Ю. Андрущенко [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 1 – 16.
14. Путенихина Е. В., Семенова Э. Е. Новый взгляд на удержание молодых специалистов: проблемы и перспективы // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 105 – 5. С. 79 – 82.
15. Тарабарина Т. И. Сопровождение профессиональной деятельности молодых педагогов как объект научных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 16.
16. Хакимов Н. Г., Сафина А. М. Практика постдипломного сопровождения молодых педагогов в педагогическом университете // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2023. № 9. С. 73 – 79.
17. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Образовательный менеджмент в профессиональной и организационной адаптации молодых специалистов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 – 3. С. 243 – 247.
18. Шилова О. Н., Ермолаева М. Г., Ахтиева Г. Р. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей // Человек и образование. 2018. № 4(57). С. 202 – 209.
19. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов : аналит. докл. / Т. А. Мерцалова [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 96 с.
20. Чернявская А. П. Может ли обучение в педагогическом классе быть залогом профессиональной стабильности молодого педагога? // Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования (От школьника до учителя…) : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Ярославль, 11 – 12 дек. 2023 г. Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2024. С. 133 – 141.
21. Mkrtchyan V. A., Gurin G. G. Mentoring role in novice teacher training process: a review of international experience // Education and City: Quality Education for Modern Cities : Proceedings of the Fourth Annual International Symposium, Moscow, 23 – 25 авг. 2021 года. M. : ISO LONDON LIMITED – European Publisher, 2021. P. 271 – 283.
Рецензия
Для цитирования:
Шляхтина Н.В. АДАПТАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОЦЕНКАХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):123-134.
For citation:
Shlyakhtina N.V. ADAPTATION AND CONSOLIDATION IN THE PROFESSION OF NOVICE TEACHERS IN THE ASSESSMENTS OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):123-134. (In Russ.)







