Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

АПРОБАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме организации домашней учебной работы школьников, которая на протяжении веков остается предметом дискуссий среди педагогов, родителей и ученых. Автор анализирует историю вопроса начиная с XIX века, когда впервые поднималась проблема перегрузки обучающихся домашними заданиями, до современных вызовов, связанных с цифровизацией образования и использованием искусственного интеллекта. Цель статьи – представление результатов апробации концепции домашней учебной работы, проведенной среди педагогов Дальнего Востока и Тамбовской области. В ходе исследования использовались методы анкетирования и научно-педагогической беседы. Ключевыми результатами обсуждения концепции стали подтверждение важности научных исследований в данной области, необходимости комплексного подхода к оценке объема домашней учебной работы; усиление внимания к целям домашних заданий, их индивидуализации и дифференциации; повышение учебной мотивации школьников. Представленные в статье результаты апробации показали, что педагогическое сообщество готово к изменениям, но нуждается в методической поддержке организации домашней учебной работы. Реализация предложенных в концепции мер позволит трансформировать домашние задания из инструмента закрепления знаний в средство развития мотивации и самостоятельности обучающихся.

Об авторе

И. В. Ускова
издательство «Просвещение»
Россия

кандидат педагогических наук
начальник отдела научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ

г. Москва



Список литературы

1. Вопрос об обременении учащихся учебными работами. Прения на 25 учительском съезде в Бремене / Из записной книжки редакции // Педагогический сборник. СПб. № 2. 1884. С. 200 – 214.

2. Гастев А. К. Как надо работать: практическое введение в науку организации труда / под общ. ред. Н. М. Бахраха [и др.]. Изд. 3-е. М. : URSS : Либроком, 2011. 477 с. (Советский производственный менеджмент).

3. Куницкий В. Одно из печальных педагогических недоразумений наших дней (К вопросу о задавании уроков) // Образование. СПб. : Типо-Литография Б. М. Вольфа, 1902. № 9. С. 101 – 108.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм Сан-ПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”» (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022 (дата обращения: 25.03.2025).

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 25.03.2025).

6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (дата обращения: 25.03.2025).

7. Скаткин Л. Н. Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся при выполнении ими домашних заданий. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1955. 40 с.

8. Скаткин М. Н. Преодолеть перегрузку школьников // Советская педагогика. 1963. № 1. С. 10 – 22.

9. Ускова И. В. Результаты исследования практики организации самостоятельной деятельности обучающихся основной школы : науч. отчет. М. : Ин-т стратегии развития образования, 2023. 63 с.

10. Ускова И. В. Запись домашнего задания в электронном дневнике школьника: нереализуемые возможности // Воспитание и наставничество в условиях цифровой трансформации образования: теория и практика : монография. М. : МАКС Пресс, 2024. С. 223 – 229.

11. Ускова И. В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации / Ин-т стратегии развития образования Рос. акад. образования. М., 2020. 81 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ускова И.В. АПРОБАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):59-71.

For citation:


Uskova I.V. APPROBATION OF THE CONCEPT OF HOMEWORK FOR SCHOOLCHILDREN IN THE PEDAGOGICAL COMMUNITY. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):59-71. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)