Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Аннотация

В статье выявляются эстетико-воспитательные и обучающие возможности русского народного искусства, образовательные задачи, ведущие подходы к отбору содержания художественного образования школьников в области декоративно-прикладного искусства: установление духовного, эмоционального контакта с учащимися через привлечение широкого спектра образов, опора на стилистический анализ, взаимосвязь формы и материала, связь формы и украшения, постижение комплексного назначения предмета народного искусства, доминанта художественной ценности над бытовой. Осуществлена классификация творческих заданий с опорой на аналог в народном искусстве и выделено семь видов таких заданий. Приведены примеры педагогического проектирования творческих заданий и результаты выполнения их школьниками.

Об авторе

Л. А. Кошелева
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

кандидат педагогических наук, доцент
доцент кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации

г. Владимир



Список литературы

1. Барадулин В. А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1986. Ч. 1. 240 с.

2. Барадулин В. А. Основы художественного ремесла : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1987. Ч. 2. 272 с.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М. : Высш. шк., 1986. 315 с.

4. Дайн Г. Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства // Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы : материалы конф. учителей Горьк. обл. под ред. Т. Я. Шпикаловой. М., 1973. С. 35 – 45. 102 с.

5. Дайн Г. Л. Введение в народную культуру младших школьников : [Выступление на областном семинаре «Возрождение этнокультурных традиций в начальной школе». Москва, Хотьково, 30 нояб. 2006 г.]. Хотьково, 2006.

6. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. 4-е изд. М. : Просвещение, 2020. 351 с.

7. Корешков В. В., Новикова Л. В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник НВГУ. 2017. № 3. С. 26 – 30.

8. Нечаева А. С. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2018. 186 с.

9. Ростовцев Н. Н. О педагогической деятельности и методах преподавания (Мемуарные записки). Омск : Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2002. 248 с.

10. Тропинина Т. Н. Основы декоративной композиции : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2005. 72 с.

11. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. М. : Просвещение, 1988. 176 с.

12. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования : пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1979. 192 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кошелева Л.А. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):31-42.

For citation:


Kosheleva L.A. ART EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF RUSSIAN FOLK DECORATIVE AND APPLIED ARTS: DESIGNING CREATIVE TASKS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):31-42. (In Russ.)

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)