Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1920-х ГОДОВ О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧИТЕЛЮ

Аннотация

В статье выявлены и систематизированы требования к учителю молодой советской школы. Учитель рассматривался как проводник коммунистической идеологии, политический агитатор, человек высокой общей культуры, исследователь, социальный педагог, сопровождающий учеников во внешкольной жизни, энтузиаст, коллективист, инициатор детского творчества и самообразования. Эти требования к учителю проводились через прессу, педагогические курсы и другие формы педагогического образования. Максимализм требований к учителю, сформированных в 1920-е годы, не позволяет оценить их однозначно. Они не были в полной мере реализованы, но до сих пор обладают прогностическим потенциалом.

Об авторах

С. И. Дорошенко
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

доктор педагогических наук, доцент
профессор кафедры педагогики 

г. Владимир



И. А. Грачев
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

магистрант кафедры физико-математического образования и информационных технологий

г. Владимир



Список литературы

1. Асташова Н. А. Учитель в образовании: постижение образа через изучение педагогического наследия Н. К. Крупской // Образование и общество. 2024. № 3 (146). С. 3 – 11.

2. Шевелёв В. Ю. Идеальный образ учителя в отечественной педагогике 1920-х годов // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : материалы VIII Междунар. науч. конф. / отв. ред. М. И. Морозова. СПб. : Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2018. С. 115 – 118.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.

4. Дайте детям разумные развлечения // Призыв. 1922. 26 окт.

5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 1. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы / под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова ; подгот. текста и примеч. Ф. С. Озерской. М. : Изд-во АПН, 1957. 524 с.

6. Луначарский А. В. Речи на 1-м Всероссийском Съезде по внешкольному образованию. М. : Изд. отд. внешкольного образования, 1919. С. 5 – 17.

7. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 1 / под ред. А. А. Фролова, В. А. Сухомлинского, Н. Д. Никандрова. М. : Педагогика, 1983. 365 с.

8. Обратите внимание! // Призыв. 1922. 18 мая.

9. Шацкий С. Т. Доклад об Опытной станции по народному образованию // С. Т. Шацкий: работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М. : Просвещение, 1989. 223 с.

10. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М. : Педагогика, 1980.


Рецензия

Для цитирования:


Дорошенко С.И., Грачев И.А. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1920-х ГОДОВ О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧИТЕЛЮ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):9-19.

For citation:


Doroshenko S.I., Grachev I.A. DOMESTIC PEDAGOGICAL THOUGHT OF THE 1920s ON THE REQUIREMENTS TO THE TEACHER. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):9-19. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)