ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПТНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)
Аннотация
В статье рассматривается процесс внедрения концептного метода в практику преподавания английского языка в вузе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей системного изучения отдельных лексических единиц, словосочетаний и фраз, входящих в конкретный концепт, в вузе. Цель работы заключается в оценке потенциала концептного метода при формировании лексического навыка при изучении темы «Marketing» со студентами. Приводятся определения понятий: концептный метод и концептно-ориентированное обучение. Анализируются особенности работы с материалом на каждом из этапов формирования лексического навыка: семантизация, первичное и вторичное закрепление слов. Методы исследования включают в себя синтез и анализ, логический метод, метод контент-анализа. Материалом для изучения послужили теоретические исследования в области методики преподавания иностранного языка, а также аутентичные статьи журнала The Economist. В результате были представлены способы визуального обеспечения наглядности при изучении концептов, предложены идеи для формирования у учащихся общекультурных представлений о понятиях «рынка» и «рыночные механизмы».
Об авторах
В. В. КоролеваРоссия
Королева Вера Владимировна, доктор филологических наук, доцент заведующий кафедрой второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам
Владимир
M. С. Румянцева
Россия
Румянцева Марина Сергеевна, ассистент кафедры второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам
Владимир
Список литературы
1. Большие идеи для содержания образования / М. В. Гасинец, Н. А. Авдеенко, А. М. Михайлова, О. Д. Федоров, Т. В. Пащенко // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 60 с.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие. М. : Академия, 2006. 336 с.
3. Евтушина Т. А. Ковальская Н. А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6(335). С. 42 – 46.
4. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. акад. наук ; Инт языкознания. М. : Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
5. Ларссон Ю. Использование системы концептов в обучении РКИ // Русский язык за рубежом. 2008. № 3(208). С. 25 – 33.
6. Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Формирование лексических навыков : учеб. пособие. Воронеж : Интерлингва, 2002. 40 с.
7. Погребняк Ю. В., Яньпин Юань, Пашковская Н. Д. Концептный метод в обучении русскому языку иностранных учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 239 – 242.
8. Стернин И. А., Саломатина М. С. Семантический анализ слова в контексте : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 202 с.
9. Фалькович М. М. Лексический минимум по английскому языку для языковых вузов. 3-е изд., доп. М. : Высш. шк., 1972. 327 с.
10. Чернышов С. В. Эмотивно-концептная модель обучения иностранным языкам в лингвистическом вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Чернышов Сергей Викторович. Н. Новгород, 2016. 46 с.
11. Erickson H. L. Concept-Based Curriculum and Instruction: Teaching Beyond the Facts. Corwin Press, 2002. 174 p.
12. Lewis M. Language in the lexical approach. In Teaching Collocation: Further Developments. The Lexical Approach. Hove: Language Teaching Publications, 2000. Pp. 126 – 154.
13. Oxford Paperback Thesaurus. Dictionary of Synonyms / ed.: Maurice Waite. 4th ed. Oxford : Oxford University Press, 2012. 976 p.
14. Perkins D. Smart schools: Better thinking and learning for every child. New York : Free Press, 1992. URL: https://archive.org/details/smartschoolsbett00perkrich/page/n7/mode/2up (дата обращения: 01.11.2024).
15. Robertson S. How to design: Concept Design Process, Styling, Inspiration, and Methodology. Titan Books, 2014. 176 p.
16. Roget’s Super Thesaurus by Marc McCutcheon. 4th ed. Cincinnati; Ohio : Writer's digest books, 2010. 681 p.
17. Scrivener J. Learning Teaching Third Edition. Heinemann, 2011. 414 p.
18. Spencer D. The Importance of Recycling in Vocabulary Teaching. URL: https://www.macmillanenglish.com/ru/training-events/events-webinars/event/theimportance-of-recycling-in-vocabulary-teaching-david-spencer (дата обращения: 01.11.2024).
19. The priciest cars are selling fast // The Economist. 2019. URL: https://www.economist.com/business/2023/01/12/the-priciest-cars-are-selling-fast (дата обращения: 01.11.2024)
20. Thesaurus // Collins Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/ (дата обращения: 01.11.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Королева В.В., Румянцева M.С. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПТНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА). Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(2):95-105.
For citation:
Koroleva V.V., Rumyantseva M.S. THE POSSIBILITIES OF USING THE CONCEPTUAL METHOD IN ENGLISH CLASSES WITH STUDENTS AT A UNIVERSITY (USING THE VOCABULARY OF ECONOMIC DISCOURSE AS AN EXAMPLE). Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(2):95-105. (In Russ.)







