ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРЕЙ
Аннотация
Возрастающее число детей с речевой патологией ставит перед психолого-педагогической наукой вопросы сопровождения их психического развития, увеличение эффективности педагогического воздействия образовательной среды, в том числе семьи. Целью исследования стало определение взаимосвязи психического развития дошкольников с речевой патологией и эмоциональных особенностей матерей. Мы предполагали, что психоэмоциональные особенности дошкольников, имеющих речевую патологию, взаимосвязаны с детско-материнскими отношениями, уровнем развития эмоционального интеллекта матери и особенностями эмоциональных взаимодействий в диаде «мать – ребенок». Использовался ряд методов: наблюдение, в том числе включенное, психодиагностические методики когнитивной и эмоциональной сфер личности, стиля воспитания и эмоционального интеллекта родителей. Показано, что психоэмоциональные особенности дошкольников с речевой патологией имеют связь с уровнем развития эмоционального интеллекта матерей, особенностями эмоционального взаимодействия и эмоционального воспитания, применяемого матерями.
Об авторах
А. В. ЗобковРоссия
Зобков Александр Валерьевич - доктор психологических наук, доцент профессор кафедры общей и педагогической психологии.
Владимир
О. А. Коваль
Россия
Коваль Ольга Александровна - аспирант кафедры общей и педагогической психологии.
Владимир
Список литературы
1. Авдеева Н. Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 19 – 28. doi: 10.17759/pse.2019240202
2. Александрова Л. Ю. Семейная речевая среда как условие гармоничного присвоения вербального опыта детьми младенческого и раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2009. № 11. С. 5 – 20.
3. Баранов А. А., Сунцова А. С. Семья как субъект сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Владимирского государственного университета. Педагогические и психологические науки. 2017. Т. 48. № 29. С. 88 – 97.
4. Готтман Дж., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 288 с.
5. Зобков А. В. К проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 90 – 110. DOI:10.17223/17267080/77/5
6. Зобков В. А. Семья как акмеологическое условие социализации личности развивающегося человека [Электронный ресурс] // Вестник Владимирского государственного университета. Педагогические и психологические науки. 2017. Т. 49. № 30. С. 104 – 111. URL: http://www.sci.vlsu.ru/main/izdanie/doc/journal30_49.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
7. Красильникова Е. Д. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушений психического развития [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2012. Т. 12. № 2. С. 29 – 36. URL: https://www.psychildhealth.ru/2012-02.pdf (дата обращения: 22.01.2020).
8. Куфтяк Е. В., Задорова Ю. А. Привязанность ребенка к матери и ее влияние на психическое здоровье // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 169 – 185. doi:10.17759/cpse.2020090109
9. Николаева Е. И., Меренкова В. С. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 70 – 77.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (дата обращения: 04.11.2019).
11. Якимова Т. В., Метелкина Л. С. Специфика привязанности матери к своему ребенку раннего возраста в норме и при дизонтогенезе тяжелой степени // Психология и психотерапия семьи. 2019. № 3. С. 45 – 60.
Рецензия
Для цитирования:
Зобков А.В., Коваль О.А. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРЕЙ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(46):122-131.
For citation:
Zobkov A.V., Koval O.A. MENTAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH PATHOLOGY AND ITS RELATIONSHIP WITH THE EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF MOTHERS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(46):122-131. (In Russ.)