СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДО ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Аннотация
В статье проанализированы профессиональные и социально значимые качества молодых специалистов, востребованные и актуализированные современными работодателями, такие как умение работать в команде, лидерские качества, критическое мышление, социальная активность и др.
Социально-проектная деятельность представлена как междисциплинарный инструментарий, направленный на повышение качества образования: от профориентации детей и молодежи и до получения ими профессии. Предпринят анализ диверсификации областей применения социальнопроектной деятельности, направленной на повышение качества отечественного профессионального образования, его фундаментализации, конкурентоспособности на мировом научно-образовательном рынке, востребованности отечественными абитуриентами и молодежью из-за рубежа, которая мечтает стать студентами российских университетов.
Об авторах
А. К. КаймаразоваРоссия
КАЙМАРАЗОВА Алина Каймаразовна - специалист по связям с общественностью Центра поддержки и развития социально-проектной деятельности
г. Москва
О. Е. Турлакова
Россия
ТУРЛАКОВА Ольга Евгеньевна - аспирант
г. Москва
Список литературы
1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnayadeyatelnost-kak-sredstvo-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov (дата обращения: 29.07.2021).
2. Бирюкова Л. С. Мониторинг развития креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы (на примере использования технологии критического мышления) // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях : сб. науч. ст. / науч. ред. Т. А. Колесникова. М. : Перо, 2020. С. 102 – 104.
3. Вавилкин В. Н., Ануфриенко Л. В. История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов [Электронный ресурс] // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-izucheniya-liderskih-kachestv-u-zarubezhnyhi-otechestvennyh-avtorov (дата обращения: 09.08.2021).
4. Глазунова Е. Г., Кагакина И. М. Реализация компетентностного подхода и компетенция «умение работать в команде» в высшем профессиональном образовании // Актуальные проблемы экономики и менеджмента : сб. ст. межвуз. науч.-практ. конф. Воронеж, 06 мая 2013 г. / Моск. гос. ун-т путей сообщения. Воронеж. фил. Воронеж, 2013. С. 14 – 19.
5. Дудина M. M., Глотова Е. Е. Изучение требований работодателей к выпускникам вузов: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenietrebovaniy-rabotodateley-k-vypusknikam-vuzov-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 06.08.2021).
6. Ивановский Б. Г. Проблемы занятости выпускников вузов в странах Евросоюза [Электронный ресурс] // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика : РЖ. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zanyatosti-vypusknikov-vuzov-v-stranahevrosoyuza (дата обращения: 06.08.2021).
7. Тень знаний: работодатели назвали самых невостребованных специалистов. Почему компании постоянно недовольны молодыми кадрами // Известия-новости [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1217736/ (дата обращения: 27.12.2022).
8. Казун А. П., Пастухова Л. С. «Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи [Электронный ресурс] // Известия МГТУ. 2014. № 4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-kak-mehanizm-professionalnoy-orientatsii-detey-i-molodezhi (дата обращения: 18.08.2021).
9. Киселева Ю. В. К проблеме формирования критического мышления студента вуза // Журнальный клуб Интелрос «Credo New». 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo-new-2012-1/13145-k-probleme-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta-vuza.html (дата обращения: 27.12.2022).
10. Кленова М. А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи // Известия Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemyi-perspektivy-issledovaniya-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi (дата обращения: 15.08.2021).
11. Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов Study in Russia [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu (дата обращения: 20.09.2021).
12. Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство: к созданию современной концепции гражданского воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5 (62). С. 71 – 87.
13. Пастухова Л. С., Каймаразова А. К., Турлакова О. Е. «Третья миссия» университета: новый вектор социально-проектной деятельности в сфере профессиональной ориентации молодежи // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 17 – 27.
14. Плотникова Н. Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // ОТО. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-ego-formirovanie-v-vysshemuchebnom-zavedenii (дата обращения: 11.08.2021).
15. Российская газета, RG.ru [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/09/07/rabotodateli-ocenili-uroven-podgotovki-vypusknikov-vuzov.html (дата обращения: 20.09.2021).
16. Сенатор С. Ю. Современные требования к подготовке студентов вуза // Педагогика и психология образования. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-k-podgotovke-studentov-vuza (дата обращения: 02.08.2021).
17. ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/16453991 (дата обращения: 27.12.2022).
18. Тестов В. А. Качество и фундаментальность образования: взаимосвязи и противоречия. Вологодский институт права и экономики // Пенитенциарная наука. 2010. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-i-fundamentalnost-obrazovaniya-vzaimosvyazi-i-protivorechiya (дата обращения: 20.09.2021).
19. Торкунов А. В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО. 2013. № 2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-universitetovmirovogo-urovnya-novye-tendentsii-v-rossiyskom-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 03.08.2021).
20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77308493/paragraph/1:0 (дата обращения: 27.12.2022).
21. Черепанова Л. Г. Социальная активность и ее аспекты // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-i-ee-aspekty (дата обращения: 17.07.2021).
22. Kapur R. Development of Leadership Skills among Students. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/334988196_Development_of_Leadership_Skills_among_Students
23. Plan Q. E. (2014). Higher-order skills in critical and creative thinking. Improving students’ higher-order thinking competencies, including critical evaluation, creative thinking, and reflection on their own thinking.
Рецензия
Для цитирования:
Каймаразова А.К., Турлакова О.Е. СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДО ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(53):111-123.
For citation:
Kaymarazova A.K., Turlakova O.E. SOCIAL PROJECT ACTIVITY AS AN INTERDISCIPLINARY TOOL FOR IMPROVING CONTEMPORARY EDUCATION QUALITY FROM CAREER GUIDANCE TO OBTAINING A PROFESSION. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(53):111-123. (In Russ.)