Влияние зарубежного педагогического опыта на становление предмета «ручной труд» в отечественной общеобразовательной школе конца XIX – начала ХХ в.
Аннотация
В статье осуществлен анализ отечественной педагогической мысли конца XIX – начала ХХ в., обращенной к зарубежному опыту введения ручного труда в общеобразовательные школы. Обсуждаются результаты анализа зарубежных систем ручного труда (финской, французской, немецкой, шведской, американской) отечественными теоретиками и методистами конца XIX – начала ХХ в. Подчеркивается общеобразовательный характер предмета «Ручной труд» в общеобразовательных школах.
Об авторе
Ю. И. ДорошенкоРоссия
Дорошенко Юрий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологического и экономического образования
г. Владимир
Список литературы
1. Salomon O. The Theory of Educational Sloyd: The Only Authorized Edition of the Lectures of Otto Salomon. M. : Nobel Press, 2021, 172 p.
2. Грос Н. У столярного верстака // Труд и забава. 1908. С. 22 – 31.
3. Касаткин Н. В. Ручной труд в общеобразовательных школах как первая ступень технического образования. М. : Типография М. Г. Волчанинова, 1897. 20 с.
4. Котряхов Н. В. Педагогический ручной труд в русской школе // Советская педагогика. 1985. № 4. С. 123 – 126.
5. Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX в. М. : АПН РСФСР, 1960. 198 с.
6. Серебряников Л. Н. Методика преподавания технологии (труда) : учебник. 2-е изд. М. : Юрайт, 2020. 226 с.
7. Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1-й. Петербург. 1889 – 1890. Секция 2. Реальные и коммерческие училища. СПб. : 1890. 151 с.
8. Труд и забава / под ред. М. П. Петрова. СПб., 1906. 80 с.
9. Фармаковский В. И. Методика ручного труда по системе Саломона. Одесса : типогр. Фесенко Е. И., 1889. 194 с.
10. Цируль К. Ю. IX немецкий конгресс по воспитательному ручному труду в Гамбурге // Русская школа. 1890. № 3. С. 141.
11. Цируль К. Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе. Педагогическое значение труда, его история, современное развитие и состояние, практическая подготовка и литература. СПб., 1894. 246 с.
12. Щеглова Т. М. Развитие системы отечественного среднего профессионального образования // Историко-педагогический журнал. 2022. № 1. С. 45 – 60.
13. Янжул Е. Американская школа. Очерки методов американской педагогики. Изд. 6-е. Петроград, 1917. 542 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дорошенко Ю.И. Влияние зарубежного педагогического опыта на становление предмета «ручной труд» в отечественной общеобразовательной школе конца XIX – начала ХХ в. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(50):15-25.
For citation:
Doroshenko Yu.I. The influence of foreign pedagogical experience on the formation of the subject "manual labor" in the domestic comprehensive school of the end of the XIXth – beginning of the XXth century. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(50):15-25. (In Russ.)