Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ

Аннотация

В статье рассматривается проблема изучения психолого-педагогических факторов развития и воспитания младших дошкольников, обусловливающих течение речевой патологии. Актуальность работы определяется возрастающим числом детей с речевой патологией. Изучению психологических особенностей дошкольников, имеющих нарушения речевого развития, посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов, новизна представленного исследования заключается в рассмотрении данного вопроса через призму семьи, в частности материнско-детских эмоциональных взаимодействий. Данное исследование отражает важность развития эмоциональной компетентности матерей, воспитывающих дошкольников, а именно: обучение матерей пониманию собственных эмоций, контролю экспрессии, способности воспринимать состояние ребенка, понимать его причины и воздействовать на него, и обосновывает высокую значимость и необходимость включения матерей в реабилитационный процесс при работе с дошкольниками, имеющими речевые патологии.

Об авторе

О. А. Коваль
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

Коваль Ольга Александровна – аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики;  медицинский психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации

Владимир



Список литературы

1. Авдеева Н. Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 19 – 28.

2. Александрова Л. Ю. Семейная речевая среда как условие гармоничного присвоения вербального опыта детьми младенческого и раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2009. № 11. С. 5 – 20.

3. Гаврилушкина О. П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 5 – 16.

4. Готтман Дж., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка : практ. рук. для родителей. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 288 с.

5. Кравченко Ю. Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. М. : ФОРУМ, 2018. 544 с.

6. Николаева Е. И., Меренкова В. С. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 70 – 77.

7. Тишин С. В. Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций в дошкольном возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия, Психология, Педагогика. 2014. Т. 14. № 2. С. 90 – 93.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Перспектива, 2014. 32 с.

9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (дата обращения: 04.11.2019).

10. Chawarska Katarzyna, Shic Frederick, Klin Amy, Volkmar Fred. Abnormal face processing in toddlers with autism and developmental delays [Электронный ресурс]. URL: https://news.yale.edu/2007/05/03/abnormal-face-processing-toddlers-autismand-developmental-delays (дата обращения: 08.09.2019).

11. Eisenhower Abbey Severance, Baker Bruce L., Blacher Jan. Children’s delayed development and behavior problems: Impact on mothers’ perceived physical health across early childhood. «Social Science & Medicine», Vol. 68, Iss. 1. January 2009. P. 89 – 99

12. Thirlwall Kerstin, Creswell Cathy. The impact of maternal control on children's anxious cognitions, behaviours and affect: An experimental study // Behaviour Research and Therapy. Oxford, 2010. Vol. 48. Iss. 10. p. 1041.


Рецензия

Для цитирования:


Коваль О.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(44):131-144.

For citation:


Koval O.A. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS OF DEVELOPMENT AND EDUCATION OF YOUNGER PRESCHOOLERS THAT CAUSE SPEECH PATHOLOGY. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(44):131-144. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)