Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ОБ ОЦЕНКЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ

Аннотация

Показано, что семантическая сложность понятия не связана однозначно с физической сложностью обозначаемого объекта, она тем выше, чем реже это понятие используется и чем позже оно входит в тезаурус среднестатистического ученика. Хотя при переходе от микрок макрои мегамиру физическая сложность объектов возрастает, термины, обозначающие объекты микрои мегамира, имеют более высокую смысловую сложность, чем термины, обозначающие объекты макромира. Предложено разбиение совокупности понятий на шесть категорий и оценка их смысловой сложности, соответствующая закону Вебера-Фехнера.

Об авторе

Р. В. Майер
Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
Россия

Майер Роберт Валерьевич – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и дидактики физики 

г. Глазов



Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Научное и обыденное в языковой картине мира // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. Вып. 57. № 24 (239). С. 11 – 14.

2. Архипкин В. Г., Тимофеев В. П. Естественно-научная картина мира : учеб. пособие. Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2002. 320 с.

3. Добря М. Я. Специфика языковой картины мира ребенка // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 29 – 32.

4. Друзина Н. В. Разноуровневое представление языковой картины мира // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Серия: Филология. Журналистика, вып. 2. С. 3 – 9.

5. Караулов Ю. Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка. М. : Наука, 1980. 207 c.

6. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 18 – 35.

7. Мартынкевич Д. А. Картина мира ребенка: медийный компонент // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2 (14). С. 46 –49.

8. Майер Р. В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка : монография. Глазов : ГГПИ, 2020. 149 с.

9. Майер Р. В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам : монография. Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. 137 с.

10. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М. : Просвещение, 1981. 119 с.

11. Неволин И. Ф., Позина М. Б. Тезаурус как показатель компетентности личности // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 69 – 73.

12. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. 380 с.

13. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка : монография. Воронеж : Истоки, 2007. 250 c.

14. Разумовский О. С. Оптимология. Ч. 1. Общенаучные и философско-методические основы. Новосибирск : Изд-во ИДМШ, 1999. 285 с.

15. Ракитина С. В. Научный текст: когнитивно-дискурсивные аспекты : монография. Волгоград : Перемена, 2006. 278 с.

16. Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект : монография / под общ. ред. В. А. Пищальниковой. М. ; Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003.

17. Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997. 338 с.

18. Mayer R. V. On complexity measurement of some issues of the school mathematics course // Proceedings of ICERI2018, Seville, Spain. Pp. 9764 – 9771.


Рецензия

Для цитирования:


Майер Р.В. ОБ ОЦЕНКЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(44):77-85.

For citation:


Mayer R.V. ON THE SEMANTIC COMPLEXITY ASSESSMENT OF THE SCIENTIFIC CONCEPTS INCLUDED IN EDUCATIONAL TEXTS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(44):77-85. (In Russ.)

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)