Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ГИБКОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация

Актуальность темы связана с наркотизацией молодёжи и необходимостью создания условий, которые бы препятствовали возникновению у молодых людей зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). В статье изложены данные исследования особенностей жизнестойкости молодых людей, имеющих опыт употребления ПАВ, а также гибкости их копинг-поведения. Были установлены статистически значимые различия в уровне жизнестойкости и её компонентов у испытуемых, имеющих и не имеющих опыт употребления ПАВ. Не обнаружено значимых различий в степени подверженности стрессам и гибкости копинг-поведения испытуемых. Делается вывод о том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи студентам.

Об авторах

Н. Н. Авраменко
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

кандидат психологических наук, доцент
заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Калуга



В. С. Божок
Калужский областной центр социальной помощи семье и детям «Надежда»
Россия

психолог

Калуга



Список литературы

1. Аристархова О. А., Грингауз Д. И. Актуализация личностных ресурсов обучающейся молодёжи в психопрофилактике зависимости от психоактивных веществ // Вестник ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2024. № 3. С. 79 – 86.

2. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 «Психология развития, акмеология» / Волобуева Наталия Михайловна. Белгород, 2012. 183 с. EDN QGAKIT.

3. Всемирная Организация Здравоохранения. Злоупотребление психоактивными веществами. URL: https://www.who.int/substance_abuse/terminology/psychoactive_substances/ru/(дата обращения: 25.10.2023).

4. Гаранина М. М. Феномен жизнестойкости: подходы к рассмотрению, перспективы изучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 12(138). C. 1 – 11. DOI 10.23670/IRJ.2023.138.184. EDN DXHPCK.

5. Горьковая И. А. Жизнестойкость как копинг-ресурс у больных с опиатной зависимостью // Наркология. 2015. Т. 14, № 2 (158). С. 19 – 23. EDN TLCFYN.

6. Екимчик О. А., Крюкова Т. Л. Русскоязычная адаптация опросника самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 145 – 156.

7. Кулаков С. А., Будников М. Ю. Самоотношение, стрессоры и копинг-стратегии в профилактике рецидивов у пациентов, страдающих наркотической зависимостью (исследование единичного случая) // Вестник психотерапии. 2014. № 50(55). С. 104 – 112. EDN SHTVRR.

8. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. 2002. Вып. 1. С. 56 – 65.

9. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Логинова Маргарита Вячеславовна. М., 2010. 24 с.

10. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87 – 101.

11. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16 – 24.

12. Петросянц В. Р. Особенности жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. С. 109 – 117. DOI 10.17759/pse.2017220610. EDN ZXKZYH.

13. Темирханова Ж. Е., Татаева Р. К., Байбулова М. М., Epлaнқызы Қ. Сравнительная характеристика уровня жизнестойкости // Медицинский журнал. Астана. 2019. № 2 (100). С. 381 – 386. EDN NNNFMJ.

14. Трептау Т. В., Карнеев Р. К. Исследование взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий у студентов // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Брянск. 11 – 12 апр. 2019 г. Брянск : Брян. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского, 2019. С. 184 – 188. EDN FYUEOF.

15. Lazarus R. S., Folkman S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York : Springer Publishing Company. 445 р.

16. Maddi S. R. Hardiness: Turning Stressful Circumstances into Resilient Growth. 2013. 88 p.


Рецензия

Для цитирования:


Авраменко Н.Н., Божок В.С. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ГИБКОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):147-159.

For citation:


Avramenko N.N., Bozhok V.S. FEATURES OF RESILIENCE AND FLEXIBILITY OF COPING BEHAVIOR OF STUDENTS WITH EXPERIENCE IN THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):147-159. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)