Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья определяет взаимосвязь между педагогической технологией и праксиологическим подходом в образовании. Инструментарий педагогической праксиологии способствует успешной реализации педагогической технологии. Праксиологический подход в образовании базируется на практико-ориентированном знании и выступает в качестве методологического основания структурно-функционального анализа, используемого педагогом в рамках технологии инструментов и методов. Реализация его основных положений способствует повышению результативности учебного процесса за счет осмысленного применения праксиологического знания в активной деятельности. В логике использования на практике педагогической технологии праксиологический подход – основа осознанного выбора учителем методических приемов, средств обучения, способов деятельности в направлении повышения продуктивности и результативности педагогических действий. Педагогическая технология как систематически организованный и детально структурированный многошаговый процесс становится средством реализации принципов праксиологического подхода в образовательной практике.

 

Об авторе

В. С. Федотова
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент
доцент кафедры информатики и информационных систем

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Аминов Т. М., Арсланова А. Т. Праксеологические основы педагогической деятельности. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2023. 197 с.

2. Байбородова Л. В. Проблемы теории и практики использования педагогических технологий в образовании // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2 (2). С. 69 – 76.

3. Блинова Т. Л., Подчиненов И. Е. Педагогические технологии: тенденции и перспективы // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 182 – 188.

4. Быстрова Н. В., Уракова Е. А., Сидоров А. Н. Содержание педагогической технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 – 3. С. 56 – 59.

5. Варфоломеева С. В., Терехов В. В. К вопросу о педагогических технологиях в дистанционном обучении // Гуманитарные и социальные науки, 2022. № 2. С. 132 – 137.

6. Вербицкий А. А. Педагогические технологии в контекстном обучении // Педагогика и психология образования. 2011. № 1. С. 43 – 46.

7. Гасанова Д. И., Валиева П. В. Опыт реализации рефлексивных технологий в педагогическом образовании // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 133 – 135. DOI 10.24412/1991-5497-2024-2105-133-135.

8. Ильина Н. Н., Осипова И. В. Проектирование педагогической технологии обучения в профессионально-педагогическом вузе // Известия ВГПУ. 2022. № 4 (167). С. 22 – 26.

9. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М. : Академия, 2005. 256 с.

10. Корнетов Г. Б. Феномен педагогической технологии // Школьные технологии. 2017. № 4. С. 102 – 107.

11. Королькова Е. В. Педагогическое общение как структурный компонент педагогической технологии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 127 – 135.

12. Миненко В. Г., Хорошун К. В., Романова М. Л., Бус Т. В. Квалиметрические методы анализа педагогических технологий // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 292 – 296.

13. Морозова М. И. Педагогические технологии: место понятия в категориальном аппарате науки, подход к классификации // Технологии развивающего обучения. СПб., 2023. С. 17 – 22.

14. Никоноров Е. А., Вохонцева Н. С. Педагогические технологии в современной педагогике // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 280 – 282.

15. Овечкин В. П., Причинин А. Е., Ерофеева Н. Ю. Педагогическая технология: сущность, структура, проектирование // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2019. № 29(1). С. 94 – 102.

16. Пионтковский В. В. Педагогические технологии в системе научной классификации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2005. № 2(4). С. 32 – 37.

17. Пономарева Н. С. Основные принципы педагогических технологий // Современное педагогическое образование. 2017. № 4. С. 29 – 31.

18. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005. 288 с.

19. Силайчев П. А. Детерминация педагогических технологий // Образование и наука. 2004. № 6. С. 61 – 67.

20. Суртаева Н. И. Педагогические технологии. М. : Юрайт, 2019. 250 с.

21. Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Классификация педагогических технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. № 17(2). С. 97 – 103.

22. Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Сущность и структура педагогических технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. № 16(1 – 2). С. 101 – 108.

23. Чекмарёв В. В. Междисциплинарность педагогических технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 248 – 251.

24. Шехмирзова А. М., Грибина Л. В. Генезис понятия педагогической технологии // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 11 (3). С. 55 – 61.

25. Шумакова А. В., Яшуткин В. А., Брыкалова О. Г. Инновационные педагогические технологии в обеспечении безопасной образовательной среды педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75 – 4. С. 330 – 333.

26. Юдин В. В. Педагогическая технология // Ярославский педагогический вестник. 1994. №1. С. 7.

27. Lin C. C., Yu W. W., Wang J., Ho M. H. Faculty's perceived integration of emerging technologies and pedagogical knowledge in the instructional setting // Procedia-Social and Behavioral Sciences 2015. № 176. P. 854 – 860.

28. Klein L., Biesenthal C., Dehlin E. Improvisation in project management: A praxeology // International Journal of Project Management. 2015. № 33(2). P. 267 – 277. DOI10.1016/j.ijproman.2014.0.


Рецензия

Для цитирования:


Федотова В.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(3):107-123.

For citation:


Fedotova V.S. PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE BASICS OF THE PRAXIOLOGICAL APPROACH IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(3):107-123. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)