МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА РОССИИ
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска более эффективных форм и методов реализации инклюзивного образования в детских санаторно-оздоровительных учреждениях страны. Полноценная инклюзия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть только в условиях создания развивающей образовательной среды, основанной на принципах здоровьсберегающей педагогики. Проведенный анализ литературных источников, посвященных проблеме моделирования здоровьсберегающей среды, позволил авторам выделить рад основных педагогических путей, а именно: внедрение в практику здоровьесберегающих технологий; интеграцию в учебно-воспитательный процесс игровых и нетрадиционных форм обучения; перепроектирование содержания и структуры образовательных программ для обучающегося, отягощенного тяжелыми медицинскими показаниями, с целью персонификации его образовательного маршрута. Обозначены главные причины, затрудняющие педагогам инновационные преобразования в школах санаторного типа; выявлены основные тенденции в развитии инклюзивного образования в рассмотренных типах учреждений. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.
Об авторах
А. В. ДвадненкоРоссия
Двадненко Алексей Владимирович – кандидат педагогических, директор
г. Пятигорск
С. С. Бочаров
Россия
Бочаров Сергей Стефанович – кандидат химических, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
г. Железноводск
Список литературы
1. Агофошкин В. Н., Болсунов М. Ф. Обоснование модели здоровьесберегающей среды образовательного учреждения // Наука и школа. 2011. № 5. С. 79 – 80.
2. Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высотехнологичной среды образовательного учреждения: аналитический обзор. Серия «Здоровье в школе». Вып. 1. СПб. : ГБС (К) ОУ школа-интернат № 9, 2014. 118 с.
3. Аракчеева С. Н. Педагогические условия формирования готовности подростков к саморазвитию в санаторной школе-интернате : автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2020. 22 c.
4. Бахарев А. В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2018. 23 с.
5. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов в области инклюзивного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2015. 22 с.
6. Марголис О. В. Особенности оздоровительного процесса в учебно-воспитательной системе школы-интерната санаторного типа для детей с ослабленным здоровьем // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. Новосибирск : СибАК, 2011.
7. Николаенко Н. Д. Эволюция линейных казачьих частей на территории Северного Кавказа и образование Кавказского линейного казачьего войска (30-е годы XVIII – 60-е годы XIX века) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2008. 25 с.
8. Новоселова Г. А. Здоровьесберегающее образовательное пространство санаторной школы как фактор содействия успешности младшего школьника : автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2015. 23 с.
9. Папуша Е. Н. Формирование адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2019. 23 с.
10. Сигал Н. Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016. 23 с.
11. Сидоренко А. А. Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа : автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2009. 21 с.
12. Синявина Е. Н. Психологическое сопровождение личностного развития подростков, обучающихся в школе-интернате санаторного типа : автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012. 25 с.
13. Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В. Современные подходы к формированию здоровьсберегающей среды образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 19 – 24.
Рецензия
Для цитирования:
Двадненко А.В., Бочаров С.С. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА РОССИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(44):58-67.
For citation:
Dvadnenko A.V., Bocharov S.S. MODELING A HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN INCLUSIVE EDUCATION IN CHILDREN'S INSTITUTIONS OF THE SANATORIUM TYPE OF RUSSIA. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(44):58-67. (In Russ.)