ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье представлены перспективы эдусемиотического подхода в преподавании литературы в рамках программ филологического образования в отечественном вузе. Знаковый подход к анализу текста позволяет задействовать механизмы «естественной семиотики», базирующейся на принципах выявления иконического сходства в рамках личного практического опыта. Для интерпретации и дешифровки литературных текстов авторами предлагается выявление в них релевантных культурных кодов, элементов динамической семиотики (нарративных ходов, хронотопа, мотивов, интертекстуальных структур), а также структурный анализ ритма текста. Такой подход способствует, как показывают результаты экспериментального обучения, повышению интереса и мотивации студентов-филологов, улучшению качества работы над текстом и навыков проведения компаративных аналогий.
Об авторах
Е. Е. ЧикинаРоссия
Чикина Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент доцент кафедры второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам
Владимир
A. Р. Притомская
Россия
Притомская Алина Романовна, магистрант 2-го курса кафедры второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам
Владимир
Список литературы
1. Королева В. В., Притомская А. Р. Эволюция эзотерического символизма Э. Т. А. Гофмана в романе Г. Майринка «Голем» // Art Logos (искусство слова). 2023. № 4. С. 122 – 139.
2. Королева В. В., Притомская А. Р. Алхимический символизм новеллы Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок: сказка из новых времен» // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 127 – 134.
3. Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация : сб. ст. / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. С. 5 – 19.
4. Кроо К. «Диалогичность» как семантическая и семиотическая динамика литературного текста: Семиотика литературы в контексте лингвистики и языковой коммуникации // Studia Slavica. 2016. 61(1). С. 159 – 190.
5. Ланцевская Н. Ю. Семиотический анализ как методологический прием изучения литературы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-analizkak-metodologicheskiy-priem-izucheniya-literatury (дата обращения: 17.06.2024).
6. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 673.
7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М. : Эксмо, 2023. 448 с.
8. Лукацкий М. А. Горизонты становления педагогической семиологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorizonty-stanovleniya-pedagogicheskoy-semiologii (дата обращения: 17.06.2024).
9. Макерова, С. Р. Художественный текст и семиотический анализ // Вестник Тюменского государственного университета. Сер. Филология. 2014. № 1. С. 22 – 29.
10. Полянкина С. Ю. Семиотический подход к разрешению ключевых противоречий современной системы образования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-podhod-k-razresheniyu-klyuchevyhprotivorechiy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 25.12.2024).
11. Садченко В. Т. Текст как объект лингвистической семиотики // Вестник ЧелГУ. 2009. № 5. (143). Филология. Искусствоведение. Вып. 29. С. 104 – 111.
12. Сорина Г. В. Логико-методологические основания преподавания гуманитарных дисциплин // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logiko-metodologicheskie-osnovaniya-prepodavaniyagumanitarnyh-distsiplin (дата обращения: 17.06.2024).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г. URL: https://ivo.garant.ru/#/document/74572878/paragraph/135:0 (дата обращения: 17.06.2024).
14. Федоров С. В. Семиотический аспект изучения литературы. Размышления учителя-словесника // Мир русского слова. 2007. № 1-2. С. 60 – 65.
15. Хализев В. Е. Теория литературы. М. : Высш. шк., 2002. 405 с.
16. Campbell С. A Short Introduction to Edusemiotics // Chinese Semiotic Studies 14.2, 2018. Рp. 245 – 260.
17. Cobley Paul & Stjernfelt, Frederik. Scaffolding Development and the Human Condition. Biosemiotics. 2015. 8 (2). Рp. 291 – 304.
18. Danesi, M. Foreword. In I. Semetsky (Ed.), Semiotics education experience.Rotterdam: Sense Publishers, 2010. Рp. 7 – 11.
19. Legg, Catherine. 2017. ‘Diagrammatic teaching’: The role of iconic signs in meaningful pedagogy. In Inna Semetsky (ed.), Edusemiotics: A handbook, 29 – 45. Singapore: Springer.
20. Olteanu, A., Kambouri-Danos M., Predicating from an Early Age: Edusemiotics and the Potential of Children’s Preconceptions // Studies in Philosophy and Education, 2016. № 35 (6). Рp. 621 – 640.
21. Quay J. (2016). Education and Reasoning: Advancing a Peircean Edusemiotiс. Edusemiotics: A Handbook. 2016. Рp. 79 – 91. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-10-1495-6_6 (дата обращения: 17.06.2024).
22. Semetsky I. Edusemiotics To Date, an Introduction of // Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Singapore : Springer Science+Business Media, 2015. Рp. 1 – 6.
23. Semetsky I. (ed.), Edusemiotics – A handbook. Singapore: Springer. 2016. 328 p.
24. Semetsky I. Reading Kristeva through the lens of Edusemiotics: Implications for education in Educational Philosophy and Theory (EPAT) // Educational Philosophy and Theory. 2015. 47 (10). Рp. 1 – 13.
25. Whyatt, B., Stachowiak, K., & Kajzer-Wietrzny, M. Similar and Different: Cognitive Rhythm and Effort in Translation and Paraphrasing. // Poznań Studies in Contemporary Linguistics. Poznań, Poland. 2016. № 52 (2). Рp. 175 – 208.
Рецензия
Для цитирования:
Чикина Е.Е., Притомская A.Р. ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(2):125-136.
For citation:
Chikina E.E., Pritomskaya A.R. TEACHING FOREIGN LITERATURE IN A MODERN RUSSIAN UNIVERSITY: THE SEMIOTIC ASPECT. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(2):125-136. (In Russ.)







