Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О ДИСКУРСИВНО-КОГНИТИВНОМ И ДИСКУРСИВНО-КОММУНИКАТИВНОМ ПОДХОДАХ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ

Аннотация

В статье на основе сравнительно-сопоставительной характеристики дискурсивно-когнитивного и дискурсивно-коммуникативного подходов раскрываются их специфические особенности, рассматриваются понятие дискурса, его современное состояние, а также видовые разграничения, которые могут быть использованы в качестве подходов при обучении студентов гуманитарных специальностей диалогической речи.

Об авторах

Д. Н. Гальчинский
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Гальчинский Дмитрий Николаевич, аспирант 1-го года обучения

Санкт-Петербург



М. Ю. Копыловская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Копыловская Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Дискурc // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136 – 137.

2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. М., 2004. 569 с.

3. Александрова О. В., Кубрякова Е. С. Дискурс // Категоризация мира: время, пространство. М. : Изд-во МГУ, 1997. С. 3 – 18.

4. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 281 – 307.

5. Ван Дейк Т. А. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. М., 1978. С. 259 – 336.

6. Викулина М. А. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. №. 40. С. 154 – 173.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1984. 400 с.

8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студентов лингвист. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 336 с.

9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М. : Высш. шк., 1988. 320 с.

10. Зимняя И. А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. М., 1978. 159 с.

11. Карасик В. И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград : Перемена, 1998. С. 185 – 197.

12. Карасик В. И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. Волгоград : Перемена, 1999. С. 5 – 19.

13. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград : Перемена, 2000 С. 5 – 20.

14. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 478 с.

15. Кашкин, В. Б. Основы теории коммуникации. М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. 256 с.

16. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М. : Изд-во МГУ, 1986. 175 с.

17. Клюев Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с.

18. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. 395 с.

19. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. М. : Академия, 2007. 336 с. С. 16.

20. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Методика преподавания иностранных языков. СПб. : Блиц, 2001. 224 с.

21. Копыловская М. Ю. Программы BBC как средство профилактики комплексной ошибки «Неидиоматическая речь» // Наука и современность. 2010. № 2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-bbc-kak-sredstvo-profilaktikikompleksnoy-oshibki-neidiomaticheskaya-rech (дата обращения: 20.05.2024).

22. Крылов А. А. Психология. М. : Проспект, 2005. 474 с.

23. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М. : Гнозис, 2003. 280 с.

24. Романов К. М. Психологическая культура личности. М. : Когито-Центр, 2015. 313 с.

25. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 14 – 53.

26. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи на материале английского языка. Киев : Рад. шк., 1989. 156 с.

27. Тарнаева Л. П. Дискурс-анализ в лингводидактике // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 4. С. 8 – 17.

28. Тер-Минасова С. Г. Синтагматика функциональных стилей : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1980. 24 с.

29. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 193 – 230.

30. Bruner J. S. Actual minds, possible worlds. Harvard university press, 2009. 222 p.

31. Hymes D. On Communicative Competence. In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmonds-worth: Penguin, 1972. P. 269 – 293.

32. Lakoff D. Hedges: A study in meaning criteria and the logic of fuzzy concepts // Journal of Philosophical Logiс. 1972. # 2 (4). P. 458 – 508.


Рецензия

Для цитирования:


Гальчинский Д.Н., Копыловская М.Ю. К ВОПРОСУ О ДИСКУРСИВНО-КОГНИТИВНОМ И ДИСКУРСИВНО-КОММУНИКАТИВНОМ ПОДХОДАХ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(2):82-94.

For citation:


Galchinsky D.N., Kopylovskaya M.Yu. ON THE ISSUE OF DISCOURSE-COGNITIVE AND DISCOURSECOMMUNICATIVE APPROACHES IN MODERN LINGUODIDACTICS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(2):82-94. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)