Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В 1960 – 1970-е гг.

Аннотация

Исследовательская деятельность учителя музыки в 1960 – 1970-х годах трактовалась как элемент его педагогической деятельности, направленный на совершенствование музыкально-воспитательного процесса. Учитель музыки должен был исследовать (фиксировать, наблюдать, отслеживать динамику) музыкальные способности, музыкально-эстетические предпочтения, закономерности развития музыкального восприятия. Основными методами учительского исследования считались наблюдение, анализ процесса и продуктов деятельности учащихся, анкетирование, беседа. Эксперимент был представлен фрагментарно. Мысль об исследовательской деятельности учащихся появлялась крайне редко.

Об авторе

С. И. Дорошенко
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

Дорошенко Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, доцент профессор кафедры педагогики

Владимир



Список литературы

1. Историко-педагогическое обоснование ценностей современного образования : коллектив. моногр., посвящ. юбилею д-ра пед. наук, проф. М. А. Захарищевой / В. И. Адищев [и др.] ; под ред. М. А. Захарищевой. Казань : Бук, 2022. 288 с.

2. Апраксина О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М. : Музыка, 1977. С. 3 – 14.

3. Апраксина О. А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Там же. Вып. 13. М. : Музыка, 1978. С. 66 – 76.

4. Апраксина О. А. Современные задачи музыкального воспитания в школе // Там же. Вып. 2 / сост. О. А. Апраксина. М. : Государственное музыкальное издательство, 1963. С. 3 – 10.

5. Апраксина О. А. Современные требования к школьному учителю-музыканту // Там же. Вып. 15 / сост. О. А. Апраксина. М. : Музыка, 1982. С. 32 – 43.

6. Асташова Н. А. Теория и практика музыкального образования в России (1950 – 1980 гг.) : монография. Брянск : БИПКРО : Курсив, 2011. 250 с.

7. Богатырёва В. В. Основные направления исследований сотрудников сектора музыки НИИ художественного воспитания АПН РСФСР // Актуальные проблемы педагогики и образования : сб. науч. ст. Брянск : РИО БГУ ; ПолиграмПлюс, 2021. С. 189 – 193.

8. Валенков А. С. О некоторых проблемах эстетического воспитания в общеобразовательной школе // Ученые записки. Серия «Педагогика и психология». Вопросы музыкальной педагогики и теории / Владим. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского. Владимир, 1972. С. 46 – 60.

9. Голубева И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: история и современные проблемы : учеб. пособие. Казань : Бук, 2022. 22 с.

10. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М. : Просвещение, 1969. 78 с.

11. Дорошенко С. И. Музыкально-педагогическое наследие В. Н. Шацкой: традиции и новации // Историко-педагогический потенциал системы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / науч. совет по проблемам истории образования и пед. науки при отд. философии образования и теоретической педагогики РАО. М. : МПГУ, 2023. С. 89 – 94.

12. Дорошенко С. И. Прогностический потенциал музыкально-педагогического наследия В. Н. Шацкой // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 2. С. 140 – 151.

13. Дышлевская Л. Основные принципы музыкального воспитания Н. Л. Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : Музыка, 1975. С. 46 – 60.

14. Кузнецова Л. М. Из опыта конкретного исследования музыкальных интересов школьников // Вопросы музыкальной педагогики и теории. Ученые записки. Серия «Педагогика и психология» / Владим. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева Полянского, Владимир, 1972. С. 3 – 45.

15. Николаева Е. В. Предпосылки становления и основные этапы развития научной школы Эдуарда Борисовича Абдуллина // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 3. С. 9 – 49.

16. Орлова Н. Об основных вопросах вокального воспитания детей и молодёжи // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2 / сост. О. А. Апраксина. М. : Гос. муз. изд-во, 1963. С. 86 – 95.

17. Ригина Г. Восприятие инструментальной музыки младшими школьниками // Там же. Вып. 10. М. : Музыка, 1975. С. 213 – 221.

18. Тевлина В. К. Методика работы над песней (начальные классы) // Там же. Вып. 17. М. : Музыка, 1986. С. 33 – 41.

19. Томсинская Э. Некоторые вопросы охраны здоровья участников детских хоров // Там же. Вып. 6. М. : Музыка, 1970. С. 29 – 31.


Рецензия

Для цитирования:


Дорошенко С.И. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В 1960 – 1970-е гг. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(2):9-19.

For citation:


Doroshenko S.I. RESEARCH ACTIVITIES OF A MUSIC TEACHER IN THE 1960 – 1970-s. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(2):9-19. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)