Эволюция оценочной деятельности: от словесной оценки к современным форматам в обучении
Аннотация
В поле зрения автора – проблема генезиса научных представлений об оценочной деятельности в обучении начиная с древних времен и до наших дней. Анализируется, как менялись подходы к оцениванию учащихся, какие принципы лежали в основе этих изменений, какие факторы влияли на формирование системы оценивания в разные эпохи. В качестве базовой тенденции происходивших изменений выделяется переход от словесной оценки к более структурированным и количественным ее форматам, включая балльную и рейтинговую системы. Особое внимание обращено на целесообразность совершенствования подходов к оценочной деятельности в условиях современного обучения, ориентированного на реализацию идеи субъектной позиции обучающихся в познании.
Об авторе
Е. И. ЗвереваРоссия
ЗВЕРЕВА Елена Игоревна, магистрант кафедры технологического и экономического образования
г. Владимир
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М. : Педагогика, 1980. 160 с.
2. Артамонова Е. В. Процесс отечественного оценивания образовательных результатов: с чего все начиналось // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2. С. 112 - 114.
3. Вендровская Р. Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М. : Просвещение, 1993. 240 с.
4. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н. Оценивание достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 45 - 60.
5. Казакова И. А. Система оценивания знаний в историческом аспекте // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 153 - 157.
6. Калашникова Н. Г. Теоретические основания системы развития оценочной компетентности учителя // THEORIA. 2022. № 1. С. 10 - 25.
7. Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. : В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1987. 416 с.
8. Куранова Т. Д., Скорикова И. Б. Современные подходы к оценке достижений младших школьников // Наука и образование сегодня. 2021. № 9 (68). С. 12 - 18.
9. Латышина Д. И. История педагогики и образования. М. : Гардарики, 2008. 527 с.
10. Модернизация общего образования: Оценка образовательных результатов : кн. для учителя / под ред.: В. В Лаптева, А. П Тряпицыной. СПб. : СОЮЗ, 2002. 112 с.
11. Пыльнев Ю. В., Васильев В. В. Русская школьная отметка: история и современность. Воронеж : [б. и.], 2016. 73 с.
12. Разливинских И. Н., Стерхова Н. С., Оленькова Н. В., Осипова Я. У. Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (60). С. 25 - 35.
13. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917, 1918, 1919, 1920 гг. М. : [б. и.], 1942. 531 с.
14. Шадриков В. Д., Шадрикова И. А Педагогическое оценивание : учеб. пособие. М. : Университетская книга : РИД РосНОУ, 2018. 156 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зверева Е.И. Эволюция оценочной деятельности: от словесной оценки к современным форматам в обучении. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(1):138-149.
For citation:
Zvereva E.I. The evolution of assessment activity: from verbal assessment to modern teaching formats. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(1):138-149. (In Russ.)