ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Статья актуализирует проблему оценки качества подготовки кадров для сферы образования. Оценка формируемых у студентов педагогического вуза значимых для решения профессиональных задач универсальных педагогических компетенций позволяет судить о результатах подготовки будущих педагогов. Представлены результаты решения данной задачи посредством использования в качестве оценочного средства диалоговых тренажеров, ориентированных на выявление уровня проявления универсальных педагогических компетенций у обучающихся, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова
Об авторах
Е. О. ИвановаРоссия
ИВАНОВА Елена Олеговна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник доцент кафедры теории и истории педагогики
г. Ярославль
И. Г. Харисова
Россия
ХАРИСОВА Инга Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий
г. Ярославль
Список литературы
1. Бортник Б. И., Стожко Н. Ю., Судакова Н. П. Оценка компетенций: формализация и формалистика [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26693 (дата обращения: 19.12.2022).
2. Волков П. Б., Наговицын Р. С. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3725 (дата обращения: 10.12.2022).
3. Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Структура и способы оценивания результатов высшего педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 174 – 182.
4. Ефремова Н. Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 45 – 49. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30674850_75824258.pdf (дата обращения: 14.12.2022).
5. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43 – 52.
6. Иванова Е. О. Роль универсальных педагогических компетенций в непрерывном педагогическом образовании // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2022. № 48 (67). С. 57 – 67.
7. Макарова Н. С. Компетентность преподавателей вуза: критерии и методы оценивания [Электронный ресурс] // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 102 – 104. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18234818_60459878.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
8. Мартыненко О. О. Методический подход к оценке компетенций выпускников / О. О. Мартыненко, З. В. Якимова, В. И. Николаева // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35 – 45.
9. Об одном подходе к оцениванию уровня сформированности компетенций выпускника вуза [Электронный ресурс] / А. Н. Данилов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22877004_18978249.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
10. Свидетельство о регистрации базы данных 2022622125. Диалоговые тренажеры для оценки универсальных педагогических компетенций: 2022621976 : заявл. 05.08.2022. дата регистрации: 24.08.2022 / Тарханова И. Ю., Харисова И. Г., Морозов А. С. Правообладатели: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». Объем: 84 Мб.
11. Токарева М. В., Малярчук Н. Н. Значение терминов «компетенция» и «компетентность» в российских и зарубежных исследованиях // Научный потенциал. 2021. № 4 (35). С. 51 – 53.
12. Харисова И. Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 257 – 264.
13. Чандра М. Ю., Байкина Е. А. Стратегии оценивания компетенций студентов в процессе освоения образовательной программы вуза [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 7 (130). С. 10 – 15. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35405693_81928536.pdf (дата обращения: 12.12.2022).
14. Чекалева Н. В. Проблемы оценки компетенций студентов вуза // Философия образования. 2015. № 1 (58). С. 146 – 156.
15. Шайденко Н. А., Кипурова С. Н. Сущность профессиональной компетентности учителя // Педагогические чтения : ежегодник. Волгоград : Науч. издат. центр «Абсолют», 2019. С. 55 – 61.
16. Шашкина М. Б. Компетенции студентов как объект педагогических измерений // Психология обучения. 2014. № 4. С. 120 – 131.
17. Шибаев В. П. Становление компетентностного подхода в зарубежной и отечественной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 197 – 199.
18. Nielsen J. A. Assessment of innovation competency: A thematic analysis of upper secondary school teachers talk // Journal of Educational Research. 2015. Vol. 108, № 4. Р. 318 – 330.
19. Salas Velasco M. Do higher education institutions make a difference in competence development? A model of competence production at university // Higher Education. 2014. Vol. 68, № 4. Р. 503 – 523.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Е.О., Харисова И.Г. ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(53):83-94.
For citation:
Ivanova E.O., Kharisova I.G. DIAGNOSTICS OF THE MANIFESTATION OF UNIVERSAL PEDAGOGICAL COMPETENCIES IN STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(53):83-94. (In Russ.)