Креативный компонент конфликтной компетентности студентов
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа исследования креативного компонента конфликтной компетентности студентов и спортсменов. Проведен теоретический анализ установленных различий в уровне творческих способностей и типе реагирования в конфликте между спортсменами и студентами. Дано определение конфликтной компетентности как способности человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и уметь их конструктивно разрешать. Определено содержание творческого подхода к конфликту как стремления выявить нераскрытые возможности структурных компонентов конфликтной ситуации; извлечь из него пользу, сделать выводы, чтобы стать совершеннее. Установлены и проанализированы взаимосвязи между креативным компонентом конфликтной компетентности и особенностями творческой личности студентов.
Об авторах
М. М. КашаповРоссия
Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии
г. Ярославль
А. М. Воскресенский
Россия
Воскресенский Алексей Михайлович, педагог-психолог
г. Ярославль
А. С. Кашапов
Россия
Кашапов Артём Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
г. Ярославль
Список литературы
1. Психология ситуаций: теория и исследования / Д. М. Абдульманова [и др.]. СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2011.
2. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1892 диссертаций. 2-е изд., испр. и перераб. М. : Проспект, 2021. 352 с.
3. Ахатова Н. В. Психологический аспект конфликтного поведения // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. № 6. С. 8 – 12.
4. Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 242 с.
5. Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 28 с.
6. Башкин М. В. Внутриличностные конфликты студентов в условиях дистанционного обучения // Актуальные проблемы педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Махачкала, 2021. С. 53 – 57.
7. Стили делового общения в контексте метасистемогенетического подхода: состав, структура, среда / В. В. Вильчес-Ногерол [и др.] // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. М., 2021. С. 48 – 64.
8. Гришина Н. В. Ситуационный подход к разрешению конфликтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, 2012. № 3. С. 15 – 21
9. Гришина Н. В. Изменения в научном дискурсе конфликта: к понятию конструктивной конфликтности // Психология конструктивной конфликтности личности : монография / под ред. проф. А. В. Карпова, проф. М. М. Кашапова. Ярославль : Индиго, 2013. С. 11 – 26.
10. Гришина Н. В. Психология конфликта, 3-е изд. СПб. : Питер, 2015. 576 с.
11. Громова А. А., Итиуридзе Л. А. Коммуникативная компетентность специалиста как важнейший фактор современной профессиональной деятельности // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2332 – 2346.
12. Зеленков М. Ю. Конфликтология : учебник. М. : Дашков и К, 2015. 324 c.
13. Капустина В. А., Браткова В. А. Конфликтная компетентность молодежи в условиях дистанционного обучения // Развитие человека в современном мире. 2021. № 1. С. 77 – 85.
14. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Идеографический метод оценки стадий становления субъектности обучающихся // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сб. науч. ст. М. : Психологический ин-т РАО ; Курск : Университетская книга, 2020. С. 513 – 517.
15. Кашапов А. С. Ресурсный компонент динамики социально-психологической адаптированности и конфликтоустойчивости студентов младших курсов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3 (120). С. 127 – 136. DOI 10.20323/1813-145X-2021-3-120-127-136.
16. Кашапов М. М. Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. C. 31 – 41.
17. Кашапов М. М., Воскресенский А. М. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (25). 2013. С. 71 – 75.
18. Кашапов М. М. Психология конфликта : учеб. и практикум. 2-е изд., испр. и доп. М., 2016. (Сер. 58. Бакалавр. Академический курс).
19. Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте. Ярославль, 2018. 360 с.
20. Козлов А. С. Левина Е. В., Эстрова П. А. Конфликтология социальных групп и организаций. М. : Ленанд, 2015. 272 с.
21. Кондратьев А. В., Кузьменко Г. А. Теоретическое обоснование влияния контекста категорий «Эмоциональная сфера» и «Психологическая культура» спортсмена и тренера на эффективное управление спортивной тренировкой // Преподаватель XXI век. 2021. № 3 – 1. С. 214 – 229.
22. Косач Е. В. О необходимости изучения стратегий реагирования в конфликтных ситуациях (на примере студентов профессиональной образовательной организации) // Мир культуры: искусство, наука, образование : сб. науч. ст. Сер. «Год науки и технологий – 2021» / сост. А. С. Макурина, науч. ред. Е. А. Куштым. Челябинск, 2021. С. 208 – 210.
23. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428 с.
24. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М. : Сентябрь, 1999. 190 с.
25. Михалкина С. А., Марьина К. А. Особенности реагирования студентов на конфликтные ситуации в процессе профессионального обучения // Психолого-педагогическое сопровождение в системе профессионального образования: теория и практика : монография. Саранск, 2022. С. 7.
26. Потемкин В. К., Вельмисова В. К. Конфликтология : учеб. для вузов. СПб., 2021.
27. Реан А. А., Егорова А. В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 98 – 108. doi: 10.11621/npj.2021.0209.
28. Соколова Н. А., Бисембаева А. К. Формирование конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов : монография. Челябинск, 2021.
29. Тишкова А. С., Стельмах С. А. Специфика ролевого конфликта и социально-психологической адаптации кадетов // СМАЛЬТА. 2021. № 1. С. 58 – 65.
30. Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В. Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 1. С. 159 – 173.
31. Щербакова О. И. Взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и уровня креативности студентов // XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Современные проблемы социальной психологии и социальной работы». 24 марта 2017. СПбГУП : Изд-во СПбГУП, 2017. С. 26 – 27.
32. Howard-Jones P. A., Murray S. Ideational Productivity, Focus of Attention, and Context // Creativity Research Journal, Vol. 15 (2&3). 2003. Pp. 153 – 156.
33. McAdam R. A multi-level theory of innovation implementation. Normative evaluation, legitimization and conflict. European Journal of Innovation // Management, Vol. 8. 2005. № 3. Pp. 373 – 388.
34. Rotter J. Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external control of reinforcement // Journal of Consulting and Clinical Psuchology. 1975. 43. P. 56 – 67.
Рецензия
Для цитирования:
Кашапов М.М., Воскресенский А.М., Кашапов А.С. Креативный компонент конфликтной компетентности студентов. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(50):140-155.
For citation:
Kashapov M.M., Voskresensky A.M., Kashapov A.S. Creative component of students’ conflict competence. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(50):140-155. (In Russ.)