Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

Формирование профессиональной идентичности cтудентов в зависимости от социально-психологических качеств личности

Аннотация

Коммуникативные способности молодого человека формируют определенное адаптивное поведение, что является важным фактором обеспечения выполнения профессиональных задач. Профессиональная ориентация при этом часто воспринимается как некоторая формальность – человек уже делает выбор, вступая на путь трудовой социализации. Однако подобное пренебрежение может привести не только к профессиональным дисфункциям работника, но и к сложностям самой социализации личности. Психосоциальный мораторий вместо паузы в процессе поиска идентичности может привести личность в долгую маргинальную ситуацию. Преждевременная профессиональная идентичность может привести к диффузному состоянию и последующей утрате интереса к профессии, а формирующие факторы профориентации – к перенасыщению информационного поля и поиску себя в других областях. В данной работе приводятся результаты исследования представлений о себе в профессии в группах студентов Российской Федерации и Республики Беларусь, авторы рассмотрели когнитивные, эмоциональные и мотивационные составляющие профессиональной идентичности, а также их взаимосвязанность с коммуникативно-личностными особенностями личности.

Об авторах

Л. В. Шабанов
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Шабанов Лев Викторович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общей и прикладной психологии

г. Санкт-Петербург



А. С. Турчин
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Турчин Анатолий Степанович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и прикладной психологии

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Дьячков А. А. Дифференциально-типологические особенности лиц с выраженным практическим мышлением на примере военнослужащих // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 264 – 268.

2. Зобков А. В., Турчин А. С. Саморегуляция учебной деятельности : монография. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. 251 с.

3. Иванов Е. А., Марихин С. В., Шабанов Л. В. Адаптационная конфликтность и формирование коммуникативных способностей у студентов и курсантов российских вузов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. С. 231 – 238.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Академия, 2010. 304 с.

5. Коновко Я. А. Становление профессиональной идентичности студентов и специалистов технического профиля // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. Вып. 16. Ч. 2. Минск : РИВШ, 2016. С. 100 – 106.

6. Любцова А. В. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования просоциального поведения // Российский психологический журнал / Russian psychological journal. 2020. Т. 17. № 4. С. 65 – 79.

7. Марихин С. В., Шабанов Л. В. Некоторые вопросы профессиональной подготовки адъюнктов вуза к проектированию образовательной среды // Вопросы педагогики. 2020. № 12/1. С. 182 – 186.

8. Марихин С. В., Чванкин В. А., Шабанов Л. В. Некоторые аспекты профессионального самоопределения студентов в образовательной среде вуза // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. «Педагогические науки». 2017. № 7. С. 8 – 12.

9. Михайлова С. В., Красник В. С. Субъектно-личностные характеристики офицеров военного вуза как предикторы эмоционального выгорания // Психологический журнал = Psikhologicheskii Zhurnal. 2021. Т. 42. № 6. С. 60 – 69.

10. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль : Канцлер, 2008. 200 с.

11. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М. : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. 352 с.

12. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

13. Шабанов Л. В., Шелехов И. Л., Мороденко Е. В. Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современном обществе // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 6 (108). 2011. С. 165 – 168.

14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 48 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шабанов Л.В., Турчин А.С. Формирование профессиональной идентичности cтудентов в зависимости от социально-психологических качеств личности. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(50):123-132.

For citation:


Shabanov L.V., Turchin A.S. Formation of students' professional identity depending on their communicative and personal qualities. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(50):123-132. (In Russ.)

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)