Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

Буллинг и кибербуллинг в детской и подростковой среде как психолого-педагогическая проблема

Аннотация

Данная статья посвящена сложной и неоднозначной проблеме, которая лишь в последнее десятилетие получила доступ на страницы отечественных научных журналов. И это несмотря на широкий интерес к данной проблематике в зарубежных изданиях 90-х годов прошлого века и наличия всех составляющих данного феномена в отечественной школьной практике: травля, буллинг и сравнительно недавно вошедшее в практический обиход определение кибербуллинга. Невозможность защитить себя, найти приемлемый выход из ситуации постоянных угроз, запугивания, шантажа, вербального и физического насилия приводят взрослеющего человека к психическим травмам и деформациям. И, к сожалению, не всегда удается дождаться помощи от сверстников – свидетелей травли и целенаправленного психолого-педагогического сопровождения со стороны педагогов, психологов, родителей и администрации образовательного учреждения в силу их неготовности и невозможности осуществить этот процесс.

Об авторах

О. В. Лебедева
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Россия

Лебедева Оксана Валерьевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии

г. Нижний Новгород



Ф. В. Повшедная
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Россия

Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Аптикиева Л. Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 39 – 46.

2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. URL: www.psyedu.ru/ISSN:2074-5885/ (дата обращения: 02.04.2022).

3. Баева Л. В. Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14007 (дата обращения: 02.04.2022).

4. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149 – 159.

5. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15 – 18.

6. Лебедева О. В., Никитина А. А., Калинина И. В. Развитие навыков психологической резильентности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 289 – 292.

7. Лебедева О. В., Повшедная Ф. В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4 (37). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47160354 (дата обращения: 04.04.2022).

8. Макарова Е. А., Макарова Е. Л. Махрина Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 311 – 293.

9. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. С. 126 – 138.

10. Шалагинова К. С. Игры и упражнения для профилактики буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Справочник педагога-психолога. Школа. URL: https://e.psihologsh.ru/511815 (дата обращения: 04.04.2022).

11. Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age (2nd ed.). Chichester : Wiley-Blackwell, 2011.

12. Lein D. School bulling // Lein D., Miller E. (eds). Child and adolescent psychotherapy. St. Petersburg, 2001. P. 240 – 274.

13. Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N. Y. : Wiley-Black-well, 1993.

14. Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M. (eds). Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child and Psychiatry. 2008. No. 49. P. 376 – 385.


Рецензия

Для цитирования:


Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Буллинг и кибербуллинг в детской и подростковой среде как психолого-педагогическая проблема. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(50):106-113.

For citation:


Lebedeva O.V., Povshednaya F.V. Bullying and cyberbullying in children and adolescents as a psychological and pedagogical problem. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(50):106-113. (In Russ.)

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)