КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье исследуются актуальные проблемы формирования критического мышления и умений критического анализа информации в учебной деятельности в общеобразовательной школе. Делается попытка обобщить и уточнить значение конструктов «информация», «критический анализ информации», определить универсальные критерии его эффективного проведения при решении школьниками практических и учебных задач.
Об авторе
Т. Н. ТрунцеваРоссия
Трунцева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин
г. Москва
Список литературы
1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : учеб.-метод. пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев ; науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб. : КАРО, 2019. 160 с. (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
2. Beyer B. K. Improving Thinking Skills. In: Phi Delta Kappan, 1984. Vol. 65. № 8. P. 56.
3. Semaly L. M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York – London : Falmer Press, 243 p.
4. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 7 – 18.
5. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности. М. : ЦГЛ, 2005. С. 5 – 13.
6. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин : Александра, 1992.
7. Полат Е. С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет [Электронный ресурс]. URL: // http://www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm (дата обращения: 23.02.2023).
8. Столбникова Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог : Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
9. Тарковский В. Н., Рудницкая Т. Ю. Мышление как предмет изучения // Актуальные технологии преподавания в высшей школе : материалы науч.-метод. конф. (Кострома, 5 июня 2019 г.) / отв. ред. Г. Г. Сокова, Л. А. Исакова. Ко-строма : Костром. гос. ун-т, 2019. С. 81.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. 129 с. URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--287.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
11. Челышева И. В. Критический анализ медиатекста: теоретические аспекты проблемы // Медиаобразование. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/kriticheskiy-analiz-mediateksta-teoreticheskie-aspekty-problemy (дата обращения: 22.02.2023).
12. Яковлев В. Ю. Формирование критического мышления студентов в условиях реализации ФГОС 3++ // Актуальные технологии преподавания в высшей школе : материалы науч.-метод. конф. (Кострома, 5 июня 2019 г.) / отв. ред. Г. Г. Сокова, Л. А. Исакова. Кострома : Костром. гос. ун-т, 2019. С. 84–87.
Рецензия
Для цитирования:
Трунцева Т.Н. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(55):29-37.
For citation:
Truntseva T.N. CRITICAL ANALYSIS OF INFORMATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF MODERN SCHOOLCHILDREN. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(55):29-37. (In Russ.)