Киноадаптации литературной классики на занятиях по филологическим дисциплинам в высшей школе: из опыта работы
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические и методические принципы использования экранизаций литературной классики в процессе изучения литературоведческих дисциплин в высшей школе (уровень бакалавриата и магистратуры). Обобщен опыт просмотра и обсуждения кинофильма Р. Брессона «Карманник» на занятиях по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» со студентами, обучающимися по профилю «Русский язык. Литература» (бакалавриат) и «Филологическое образование» (магистратура), Педагогического института Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сделаны выводы о преимуществах рассмотрения киноадаптаций в рамках филологических курсов: овладение языком другого искусства, выявление аксиологического потенциала литературы и его отражения в интерпретациях. Показано, что экранизации способствуют достижению образовательных, развивающих, воспитательных целей занятий и формированию универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. МартьяноваРоссия
Мартьянова Светлана Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной филологии
г. Владимир
Список литературы
1. Вероятно, Брессон. Заметки о кинематографе [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.ru/book/217388-veroyatno-bresson-zametki-o-kinematografe/ (дата обращения: 29.04.2022).
2. Кабенова А. М. Эффективное использование экранизаций на уроке литературы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-ispolzovanie-ekranizatsiy-na-uroke-literatury/viewer (дата обращения: 22.04.2022).
3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
4. Петрова О. В. Кино на уроках литературы [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/107-literature/1920-2012-11-30-17-25-45.html (дата обращения: 22.04.2022).
5. Сараскина Л. «Преступление и наказание» в зарубежных киноверсиях // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 2. С. 192 – 226.
6. Степанова Е. В. Использование литературных экранизаций на уроках [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/04/ispolzovanie-literaturnyh-ekranizatsiy-na-urokah (дата обращения: 22.04.2022).
7. Федорова Л. Адаптация как симптом: русская классика на постсоветском экране. М. : Новое литературное обозрение, 2022. 368 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мартьянова С.А. Киноадаптации литературной классики на занятиях по филологическим дисциплинам в высшей школе: из опыта работы. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(50):78-85.
For citation:
Martyanova S.А. Screen versions of literary classics at the lessons in philological disciplines in higher school: from work experience. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(50):78-85. (In Russ.)