Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

Актуальное состояние нравственного выбора современной российской молодежи

Аннотация

В статье представлено теоретическое исследование проблемы нравственного самоопределения российской молодежи в свете традиционных российских ценностей. На основе обзора исследований анализируются позитивные и неблагоприятные тенденции нравственного самоопределения молодежи. Определяется направленность выбора альтернативных ценностей и норм у современной российской молодежи. Оценивается состояние нравственного выбора старшеклассников и студентов, молодежи в целом в сфере семьи, труда и коллективных отношений. Представляются результаты анализа выбора молодежью альтернатив между традиционными духовно-нравственными ценностями, с одной стороны, прагматическими, эгоцентрическими и неолиберальными ценностями и смыслами - с другой.

Об авторах

О. В. Суворова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Суворова Ольга Вениаминовна - доктор психологических наук, профессор профессор кафедры педагогики и психологии.

Пермь



Г. В. Сорокоумова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Россия

Сорокоумова Галина Вениаминовна - доктор психологических наук, доцент профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии.

Нижний Новгород



Н. В. Иванова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Иванова Наталья Валентиновна - доктор психологических наук, доцент доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Андрюшина Е. В., Панова Е. А. Влияние государственной политики на семейные стратегии студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Искусство управления. 2019. Т. 11. № 2. С. 200 - 219. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-2200-219. URL: https://sci.vlsu.ru/main/izdanie/doc/55(74).pdf (дата обращения: 06.09.2019).

2. Бездухов В. П., Позднякова О. К. Гуманистические ценности как системообразующее начало профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 302 - 306. URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21749/17989 (дата обращения: 07.09.2018).

3. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997. С. 67 - 91.

4. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю., Сильчук Е. В. Новые явления в молодежной среде и актуальные задачи молодежной политики [Электронный ресурс] // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 8 - 18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28184939 (дата обращения: 23.01.2017).

5. Григорьева-Голубева В. А., Евграфова И. В. Универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 4. С. 127 - 136.

6. Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи / Ин-т изучения детства, семьи и воспитания ; Мин-во просвещения РФ [Электронный ресурс]. URL: https://инcтитyтвocпитания.pф/ (дата обращения: 25.11.2023).

7. Зеленова Ю. И., Краснова М. В. Ценностные ориентиры современной российской молодежи [Электронный ресурс] // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 18 - 1. С. 129 - 132. URL: http://inion.ru/site/assets/files/7738/2023_e_rossiia_tendentcii_i_perspektivy (дата обращения: 25.11.2023).

8. Карабанова О. А., Садовникова Т. Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 92 - 101. DOI: 10.11621/npj.2017.0311. URL: https://npsyj.ru/articles/article/7075/ (дата обращения: 10.10.2017).

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков ; Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2009. 29 с.

10. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 37 - 59. DOI:10.11621/vsp.2018.03.37. URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7537 (дата обращения: 07.09.2018).

11. Котляревич А. Н. Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд [Электронный ресурс] // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 5 - 15. DOI: 10.25257/KB.2023.1. 5 - 15. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50513714_41509835.pdf (дата обращения: 14.04.2023).

12. Кравец А. В. Иерархия ценностных ориентаций у студентов (на примере проведенного социологического исследования студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления) [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/45SCSK222.pdf. (дата обращения: 22.08.2022).

13. Кудашкина О. В. Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 7. DOI:10.12731/2218-7405-2018-7-140-151. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 17.11.2018).

14. Купрейченко А. Е., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2013. 480 с.

15. Леденева В. Ю. Трансформация ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях цифровой реальности [Электронный ресурс] // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6. Выл. 3. С. 295 - 304. DOI: https://doi.org/10. 35634/2587-90302022-6-3-295-304. URL: https://journals.udsu.ru/sociology/article/view/7141 (дата обращения: 16.09.2022).

16. Молчанов С. В. Проблема формирования внутренней ответственности в трудах П. Я. Гальперина [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 136 - 142. DOI: 10.11621/npj.2017.0315. URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7091 (дата обращения: 10.10.2017).

17. Морозова О. М., Пищаева А. С. Приоритеты системы ценностей молодежи [Электронный ресурс] // Молодой исследователь Дона. 2022. № 4 (37). 57 - 61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49329290 (дата обращения: 04.10.2022).

18. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс]. М., 2021. URL: https://minobr-nauki.gov.ru/upload/2021/04/Пpимepная%20pабoчая%20пpoгpамма%20вocпитания%20в%20oбpазoватeльнoй%20opганизации%20выc.pdf (дата обращения: 04.09.2021).

19. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. М., 2022. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения: 04.10.2022).

20. Прокофьева Н. В. Современный взгляд на проблему морально-нравственного самоопределения человека [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 4. С. 28 - 32. URL: https://skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/315 (дата обращения: 19.09.2015).

21. Резунков А. Г. Жизненные ценности современной российской молодежи в переломный момент времени на примере технических колледжей Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/47SCSK123.pdf (дата обращения: 24.05.2023).

22. Репринцева Г. А. Особенности ценностных ориентаций педагогов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. Т. 8. С. 67. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (дата обращения: 11.09.2020).

23. Рожкова Л. В., Дубина А. Ш., Воробьев В. П. Отношение к труду и трудовые установки молодежи в современных условиях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2 (66). С. 116 - 126. DOI 10.21685/2072-3016-2023-2-11.

24. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В., Золотарева О. А. Ценность семьи глазами россиян: социологический анализ [Электронный ресурс] // Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 4. С. 59 - 61. DOI: https://doi.Org/10.19181/demis.2021.1.4.5. URL: https://www.demis-journal.ru/index.php/demis/article/view/8624 (дата обращения: 06.12.2021).

25. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.

26. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. URL: http://home.garant.ru (дата обращения: 15.04.2019).

27. Суворова О. В. Актуальное состояние нравственного выбора современной российской молодежи в сфере семьи и семейных ценностей [Электронный ресурс] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2024. № 1. С. 28 - 34.

28. Суворова О. В., Друзина О. С. Тип ценностной направленности и прогнозирование отношения к будущей профессиональной деятельности у старшеклассников // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов IV Междунар. симп. психологов. В 3 ч. Ч. 3 / под общ. ред. Т. П. Скрипкиной, С. Н. Сорокоумовой. Рязань, 2022. С. 175 - 182.

29. Суворова О. В., Друзина О. С., Сорокоумова Е. А. Отношение старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в свете традиционных российских ценностей // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021) : сб. ст. XXI Всерос. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. Киров : Изд-во Вят. гос. ун-та, 2021. С.1117 - 1123.

30. Томенко О. И. Формирование у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности в обучении социально-гуманитарным дисциплинам : авто-реф. дне. ... канд. психол. наук : 13.00.01 / Томенко Оксана Игоревна. Волгоград, 2015. 26 с.

31. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 04.09.2018).

32. Ученые МГПУ о пробелах в социализации школьников [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/probely-v-sotsializatsii-tret-shkolnikov-ne-umeyut-obshhatsya-i-rabotat-v-komande/ (дата обращения: 04.09.2018).

33. Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168 - 178. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35564626 (дата обращения: 04.09.2018).

34. Юсупова Г. В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 124 - 126.


Рецензия

Для цитирования:


Суворова О.В., Сорокоумова Г.В., Иванова Н.В. Актуальное состояние нравственного выбора современной российской молодежи. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(1):77-90.

For citation:


Suvorova O.V., Sorokoumova G.V., Ivanova N.V. The current state of moral choice of modern Russian youth. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(1):77-90. (In Russ.)

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)