ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Обосновывается актуальность проблемы профессиональной самоактуализации студентов в период обучения в вузе. В качестве её решения мы рассматриваем привлечение студентов к участию в разного уровня конкурсах и олимпиадах. В контексте организации вузом участия студентов в олимпиадном движении вводится понятие «технико-методическое сопровождение». Построена модель взаимосвязи компонентов профессиональной самоактуализации студентов с элементами технико-методического сопровождения их участия в олимпиадах. На основе анализа ряда публикаций выявлены проблемы организации и проведения олимпиад последних лет. Выделены основные факторы, которые целесообразно принимать во внимание при выборе олимпиады для участия студентов: отзывы участников об олимпиаде; качественный состав оргкомитета и жюри; доступность, актуальность и профессиональная значимость заданий олимпиад прошлых лет; наличие сообществ и интернет-ресурсов, посвященных тематике олимпиады; доступность участия в олимпиаде.
Об авторах
С. А. ЗайцеваРоссия
ЗАЙЦЕВА Светлана Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой математики, информатики и методики обучения
г. Шуя
В. А. Смирнов
Россия
СМИРНОВ Вадим Анатольевич - магистрант факультета технологии, экологии и сервиса
г. Шуя
Список литературы
1. Гнедова С. Б. Самоактуализация и рефлексия в профессиональной деятельности учителя // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием, Тольятти, 27 – 28 нояб. 2014 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Тольятти : SIMJET, 2014. С. 107 – 112.
2. Гоник И. Л., Юрова О. В., Текин А. В. и др. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 119 – 124.
3. Григорьева А. А., Поваренков Ю. П. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 166 – 174.
4. Зайцева С. А., Смирнов В. А. Понятие и классификация интернет-олимпиад школьников по информатике // Состояние и перспективы развития ИТ-образования : сб. докл. и науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Н. В. Первовой. Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2019. С. 74 – 79.
5. Карантаев В. Г., Кузнецов А. В., Сютов Д. В. и др. Всероссийские соревнования по информационной безопасности «Кибервызов: новый уровень» // Релейщик. 2020. № 3 (35). С. 6 – 8.
6. Котелина Н. О., Попова Н. К., Юркина М. Н. Об открытом чемпионате СГУ по программированию // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2018. № 3 (28). С. 3 – 18.
7. Малеев А. В. Moscow Programming Contest: в октябре в столице прошли масштабные соревнования по программированию // Системный администратор. 2018. № 11 (192). С. 8 – 10.
8. Попов А. И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5 – 2. С. 166 – 170.
9. Самаль Е. В. Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 2. С. 165 – 170.
10. Сарапулова Т. В., Гурко А. В. О развитии олимпиадного программирования в вузе // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса : сб. науч. тр. III Всерос. науч. конф. / под ред. А. П. Господарикова, Н. А. Вахнина, Е. В. Катунцова, Д. А. Щукиной. СПб : С.-Петерб. гор. ун-т, 2020. С. 501 – 506.
11. Троешестова Д. А. Олимпиадное движение в партнёрстве «школа – вуз – предприятие» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 116 – 125. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-116-125.
12. Abramova I. V., Lavrentyeva M. A., Minaeva N. G. and others. Scientific and Practical Bases of Preparing Pedagogical University Students for Participation in Professional Olympiads. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2020. Т. 9. № 1. С. 159 – 165. DOI: 10.26655/IJAEP.2020.1.18 URL: http://ijaep.com/index.php/IJAE/article/view/790 (дата обращения: 29.03.2021).
13. Amaroli N., Audrito G., Laura L. Fostering Informatics Education through Teams Olympiad. Olympiads in Informatics, 2018. Т. 12, С. 133 – 146. DOI: 10.15388/ioi.2018.11. URL: https://ioinformatics.org/files/volume12.pdf (дата обращения: 29.03.2021).
14. Mirzayanov M., Pavlova O., Mavrin P. and others. Codeforces as an Educational Platform for Learning Programming in Digitalization. Olympiads in Informatics, 2020. Т. 14. С. 133 – 142.
15. Tokareva N., Gorodilova A., Agievich S. and others. Mathematical methods in solutions of the problems presented at the Third International Students' Olympiad in Cryptography // Discrete Applied Mathematics. 2018. № 40. С. 34 – 58. DOI: 10.17223/20710410/40/4.
Рецензия
Для цитирования:
Зайцева С.А., Смирнов В.А. ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(47):84-96.
For citation:
Zaytceva S.A., Smirnov V.A. OLYMPIAD MOVEMENT AS A MEANS OF PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(47):84-96. (In Russ.)