«ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГ» КАК ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация
На основе теоретического анализа автором предпринята попытка выявления сущностных характеристик понятия «цифровой педагог», специфики профессиональной подготовки будущего цифрового учителя в современном вузе в контексте дистанционного формата обучения. Целью исследования явилось изучение личностного отношения студентов педагогических специальностей к обучению в дистанционном режиме, актуальности траектории «цифровой педагог» в ряду других личностнозначимых траекторий профессионального развития будущих педагогов. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования, проведенного со студентами педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета в 2019 и 2020 гг. Выявлена тенденция увеличения приоритетности дистанционного формата обучения и траектории «цифровой педагог» у студентов младших курсов.
Об авторе
Е. Н. КролевецкаяРоссия
Кролевецкая Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры педагогики.
Белгород
Список литературы
1. Беликова Д. В., Насонова М. С. Сравнение традиционного и онлайн-форматов обучения в обеспечении качества образования в вузе // Вестник СНО – 2020: сб. студенч. науч. работ. 2020. С. 108 – 115.
2. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 8 (6 –2). С. 35 – 38.
3. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. и др. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения : монография. М. : Дело РАНХиГС, 2020. 112 с.
4. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47 – 73.
5. Гельман В. Я. Проблемы перехода на дистанционное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 7. С. 8 – 12.
6. Исаев И. Ф., Кролевецкая Е. Н., Ерошенкова Е. И. Педагогическая модель формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 34. № 14 (263). С. 148 –159.
7. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8 – 14.
8. Киреев Б. Н. E-learning при подготовке педагогических кадров // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 148 – 154.
9. Кондаков А. Цифровое образование: новые образовательные отношения // Вести образования. 2020. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/20/teacher/14416tsifrovoe_obrazovanie_novye_obrazovatelnye_otnosheniya (дата обращения: 12.02.2021).
10. Лисенкова А. А. Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. Т. 5. № 79. С. 87 – 94.
11. Михайлов О. В., Денисова Я. В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65 – 76.
12. Можаева Г. В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 56 – 65.
13. Перминова Л. М. Цифровое образование в контексте теории и практики // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2020. № 42 (61). С. 50 – 65.
14. Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 199 – 204.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 12.02.2021).
16. Сидоренко О. С. Подготовка цифрового педагога в условиях сетевой образовательной коммуникации // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 2. С. 14 – 17.
17. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71 – 80.
18. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов [и др.]. М. : Изд-во НАФИ, 2019. 84 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кролевецкая Е.Н. «ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГ» КАК ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(46):71-82.
For citation:
Krolevetskaya E.N. "DIGITAL TEACHER" AS A TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(46):71-82. (In Russ.)