ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ XVIII ВЕКА
Аннотация
В статье анализируются педагогические и эстетические идеи, определившие особенности развития музыкального образования в России XVIII века: приоритет развития эмоциональной сферы личности, обусловленный влиянием теории аффектов, прямая связь между восприятием музыки и эмоционально-нравственным откликом. Характеризуются целевые ориентиры музыкального образования в закрытых учебных заведениях. Подчеркивается роль музыкального образования в учебных заведениях XVIII века.
Об авторе
С. Н. ДорошенкоРоссия
Дорошенко Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, доцент профессор кафедры педагогики
Владимир
Список литературы
1. Бах К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн. 1 : пер. и ком. Е. Юшкевич. СПб. : Earlymysic, 2005. 169 с.
2. Гудимова С. А. Музыкальное пространство барокко // Вестник культурологии. 2018. № 4. С. 57 – 69.
3. Декарт Р. Страсти души. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1989. С. 481 – 572.
4. Духовный регламент. Сост. Феофан (Прокопович, Елеазар). СПб. : Санкт-Петербургская типография, 1721. 73 с.
5. Зенкин К. В. О некоторых методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 5. URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/Zenkin%20K.V._2014_1_%285%29.pdf (дата обращения: 28.01.2021).
6. Келдыш Ю. В., Левашева О. Е. История русской музыки. В 10 т. Т. 2. XVIII век. Ч. 1. М. : Музыка, 1984. 335 с.
7. Книга записная именным письмам и указам императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Семену Андреевичу Салтыкову 1732 – 1742 гг. / Анна Иоанновна, Елизавета Петровна ; с предисл. А. Кудрявцева ; Изд. Общ-ва Истории и Древностей Российских при Моск. ун-те. М. : Универ. типогр. 1878. 236 с.
8. Крылов И. А. Урок дочкам // Русская драматургия XVIII века. М. : Современник, 1986. С. 461 – 487.
9. Полозова И. В. Музыкальная культура барокко в России: общее и специфическое // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы теории и истории христианского искусства. 2016. Вып. 3. С. 48 – 64.
10. Пылаева Л. Д. Танец французского барокко как историко-культурный феномен // Евразийский Научный Журнал. 2016. № 12. URL: http://journalpro.ru/articles/ta-nets-frantsuzskogo-barokko-kak-istoriko-kulturnyy-fenomen/ (дата обращения: 25.01.2021).
11. Пятковский А. П. Замечательные русские деятели. Иван Иванович Бецкий. Историко-биографический очерк // Дело. 1865. № 9. URL: http://az.lib.ru/p/pjatkow-skij_a_p/text_1867_betzkoy_oldorfo.shtml (дата обращения: 25.01.2021).
12. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л. : Художественная литература, 1974. 256 с.
13. Савельев А. Исторический очерк инженерного управления в России. СПб. : Типография Р. Голике, 1879. 322 с.
14. Тищенко-Донская И. Жан-Батист Кардон и его роль в арфовом искусстве России // MUSICUS. 2018. № 1. С. 40 – 46.
15. Устав воспитания двухсот благородных девиц, учрежденного Ея Величеством Государынею и Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою, Материю Отечества и протчая в Санкт-Петербурге 1764 года. СПб. 20 с.
16. Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса. СПб., 1766. URL: http://www.ruscadet.ru/history/doc/ustav-1766.htm (дата обращения: 05.02.2021).
17. Fenby-Hulse K. Music and Narrative in the Eighteenth Century: Gluck's Iphigénie en Aulide as Dramatic Tableau. Open Library of Humanities. 2019. № 5 (1). P. 48. URL: DOI: http://doi.org/10.16995/olh.131 (дата обращения: 05.02.2021).
18. Ryan L. A. Wesleyan Perspectives on the Education of Girls in Eighteenth-Century England // Wesley and Methodist Studies. 2016. Vol. 8. № 2. P. 135 – 154. URL: https://www.jstor.org/stable/10.5325/weslmethstud.8.2.0135 (дата обращения: 05.02.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Дорошенко С.Н. ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ XVIII ВЕКА. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(45):26-36.
For citation:
Doroshenko S.I. THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL IDEAS ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUSIC EDUCATION IN THE XVIIIth CENTURY. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(45):26-36. (In Russ.)