КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ 1917 – 1931 ГГ. КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ШКОЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье раскрываются возможности комплексного подхода в педагогике 1917 – 1931 гг., позволившие реализовать идею взаимодействия искусств. На основе периодизации М. М. Пистрака выделяются этапы развития программ советской школы 1917 – 1931 гг. и выявляется связь этих этапов с идеей взаимодействия искусств. Автор обращается к деятельности А. В. Бакушинского, П. П. Блонского, Н. Я. Брюсовой, В. Н. Шацкой, раскрывая их вклад в создание новых комплексных программ, взгляды на роль музыкально-эстетического воспитания в единой трудовой школе, вклад в развитие идеи взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании.
Об авторе
Е. Г. ЖарковаРоссия
Жаркова Елена Геннадьевна - аспирант кафедры педагогики, научный руководитель – Дорошенко С. И., д.п.н., доцент.
Владимир
Список литературы
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / сост., вступ. ст. Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева. М. : Карапуз, 2009. 410 с.
2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 696 с.
3. Блонский П. П. Синтетический метод // Научный архив РАО. Ф. 112. Оп. 1. Л. 4.
4. Богуславский М. В. Концепция содержания общего среднего образования научно-педагогической секции ГУСа: проблемы, идеи, практика реализации (1922 – 1931 гг.) // Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования : сб. ст. М. : ИТП и МИО РАО, 1994. С. 26 – 34.
5. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 – 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 1026 – 1030.
6. Дорошенко С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. Владимир, 1999. 212 с.
7. Пистрак М. М. Педагогика. М. : Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1936. 404 с.
8. Программа по эстетической стороне I этапа // Научный архив РАО: Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Ф. 1. Оп. 1. Л. 138.
9. Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы. М. : ГИЗ, 1921. 359 с.
10. Труды Пятого Всероссийского съезда заведующих отделами народного образования. 27 мая – 2 июня 1926 г. / ред. А. Я. Подземский. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233849 (дата обращения: 08.01.2019).
11. Шацкая В. Н. Доклад на музыкальном совещании // Научный архив РАО: Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Ф. 1. Оп. 1. Л. 16.
12. Шер Н. Театр в школе // Театр в школе : сб. ст. Л. : Изд-во Сев.-Зап. обл. отд. Главной конторы «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1924. С. 7 – 29.
Рецензия
Для цитирования:
Жаркова Е.Г. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ 1917 – 1931 ГГ. КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ШКОЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(46):9-16.
For citation:
Zharkova E.G. COMPREHENSIVE APPROACH IN PEDAGOGY 1917 – 1931 YEARS AS A FACTOR OF THE IMPLEMENTATION OF THE IDEA OF INTERACTION OF THE ARTS IN DOMESTIC SCHOOL MUSIC EDUCATION. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(46):9-16. (In Russ.)