ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ЕДИНОБОРСТВ
Аннотация
В статье представлены педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников, учащихся детско-юношеской спортивной школы единоборств. Для определения педагогических условий авторами был произведен анализ возрастных характеристик младшего школьника, специфики дополнительного образования, выделены структурно-содержательные компоненты данного педагогического явления. В рамках опытно-экспериментальной работы показанные педагогические условия были апробированы и внедрены в образовательную деятельность спортивной школы единоборств. Для определения их эффективности были установлены критерии и показатели, уровни сформированности ценностных ориентаций личности, указаны методики, позволяющие проанализировать динамику качественного изменения аксиологической сферы юных спортсменов в контрольной и экспериментальной группах. В результате исследования доказана эффективность педагогических условий, соблюдение которых приводит к благоприятному исходу решения проблемы формирования ценностных ориентаций личности младших школьников, учащихся детско-юношеской спортивной школы единоборств.
Ключевые слова
Список литературы
1. Абросимова И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010. 301 с.
2. Батина Е. В. Особенности взаимодействия участников образовательных отношений в выборе направлений дополнительного образования // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 44 – 56.
3. Билогур В. Е. Спорт как гуманистическая основа развития личности: проблемы и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 66 – 70.
4. Бурова О. Е., Крошкин А. Н., Мельниченко Н. Ю. Формирование нравственных ценностей у учащихся спортивной школы средствами восточного единоборства «Сётокан» // XX Бушелевские чтения : сб. материалов науч.-практ. конф. Петропавловск-Камч., 24 – 26 марта 2021 г. Петропавловск-Камчатский : Издво КамГУ им. Витуса Беринга, 2021. С. 18 – 22.
5. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38). DOI 10. 26795/23071281-2022-10-6.
6. Иконникова Г. Ю. Нравственные ориентации субъектов пенитенциарной системы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2007. № 22. С. 316 – 321.
7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8 – 14.
8. Калинина Л. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2013. 225 с.
9. Лубышева Л. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 36 – 41.
10. Лукашкова И. Л., Ященко А. А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. № 2 (12). С. 337 – 341
11. Мельниченко Н. Ю., Рачковская Н. А. Наставничество опытных спортсменов как принцип формирования ценностных ориентаций личности в спортивной школе единоборств // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 83 – 85.
12. Мельниченко Н. Ю. Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 3. С. 339 – 348.
13. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85 – 90.
14. Прудникова Т. И., Евстафьева В. К. Роль народных сказок в нравственном воспитании младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 225 – 228
15. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2014. № 2. С. 34 – 41.
16. Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Волгоград, 2007.
17. Хожиева М. Ш., Хамраев Б. Т. Нравственное воспитание младших школьников // Вопросы науки и образования. 2021. № 10 (135). С. 41 – 45.
18. Холодкова О. Г., Парфенова Г. Л. Ценностные ориентации одаренных школьников как компонент психологической культуры // Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Барнаул, 08 – 09 нояб. 2018 г. / под ред. О. Г. Холодковой, О. В. Обласовой, Л. И. Сигитовой. Барнаул : Алт. гос. пед. ун-т, 2019. С. 139 – 142.
19. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. 2013. № 3 (5). P. 132 – 144.
Рецензия
Для цитирования:
Мельниченко Н.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ЕДИНОБОРСТВ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(52):16-33.
For citation:
Melnichenko N.Yu. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE SPORTS SCHOOL OF MARTIAL ARTS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(52):16-33. (In Russ.)