Личностные диспозиции как предикторы виктимизации участников школьного буллинга
Аннотация
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Ключевые слова
Об авторе
И. А. СухаревРоссия
СУХАРЕВ Иван Алексеевич, старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной педагогики
г. Владимир
Список литературы
1. Hertinjung W. S., Susilowati & Wardhani I. radna. Profil Kepribadian 16 Pf Pelaku Dan Korban Bullying. Seminar Nasional Psikologi Iislam, 2012. 190 – 199.
2. Nielsen M. B., Glasø L., & Einarsen S. Exposure to workplace harassment and the Five Factor Model of personality: A meta-analysis. Personality and Individual Differences. Elsevier Ltd. 2017, January 1. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.08.015 (дата обращения: 22.12.2024).
3. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA : Blackwell Publishing, 1993. 140 p.
4. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла : метод. рекомендации. 2-е изд. М. : Фолиум, 1995. 34 с.
5. Бочавер А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149 – 159.
6. Бушина Е. В., Муминова А. М. Адаптация русскоязычной версии опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 2. С. 197 – 216. DOI 10.17759/sps.2021120212.
7. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 26.
8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 159 – 165.
9. Завражин С. А. Невротический стыд как предиктор буллинга в образовательных организациях // Башкатовские чтения «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде» : материалы шестнадцатой всерос. науч.-практ. конф. посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. Коломна, 25 марта 2016 г. Коломна : Гос. соц.-гуманит. ун-т, 2016. С. 3 – 5.
10. Король Н. В., Антипова А. А. Распространенность школьного буллинга в подростковой среде // Universum: психология и образование. 2023. № 6 (108). С. 26 – 28. DOI 10.32743/UniPsy.2023.108.6.15587.
11. Лебедева О. В., Повшедная Ф. В. Буллинг и кибербуллинг в детской и подростковой среде как психолого-педагогическая проблема // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2022. № 50 (69). С. 106 – 113.
12. Молчанова Л. Н., Фомина А. В., Прокофьева А. А. Особенности взаимосвязей личностных качеств и риска буллинга среди обучающихся средней и высшей школы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10. № 3. С. 209 – 225.
13. Новикова М. А., Реан А. А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 112 – 120.
14. Перлз Ф. С. Эго, голод и агрессия / под ред. Д. Н. Хломова. 2-е стер. изд. М. : Смысл, 2005. 358 с.
15. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1 (97). С. 165 – 177.
16. Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 2. С. 71 – 86.
17. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9 (108). С. 3 – 23.
Рецензия
Для цитирования:
Сухарев И.А. Личностные диспозиции как предикторы виктимизации участников школьного буллинга. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(1):102-111.
For citation:
Sukharev I.A. Dispositional predictors of victimization of adolescents involved in bullying. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(1):102-111. (In Russ.)