Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

Структура психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в коллективную инновационную деятельность

Аннотация

Статья раскрывает результаты исследования структуры психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в реализацию регионального инновационного проекта (N = 40). В исследуемую структуру вошли способы реализации педагогической деятельности, соответствующие высоким стадиям субъектности «эксперт», «мастер» и «творец» в соответствии с экопсихологической моделью субъектности; характеристики образовательной среды: когерентность, доминантность, обобщенность, активность; параметры креативности; склонность к принятию сложных задач; настойчивость в достижении цели; мотивация к совершенствованию рутинных способов педагогической деятельности.  

Об авторе

И. В. Плаксина
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

ПЛАКСИНА Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

г. Владимир



Список литературы

1. Брушлинский А. В. Психология индивидуального и группового субъекта. М. : ПЕЗ СЭ, 2002.

2. Глазунова О. И., Глебова М. М. Проблемы диагностики субъектности в проектной группе // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. С. 99 – 108. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2024200310.

3. Деркач А. А. Субъектное самоосуществление в процессе становления профессионализма // Акмеология. 2018. № 2 (66). С. 5 – 6.

4. Доклад международной комиссии по перспективам образования. URL: https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/210680rus.pdf (дата обращения: 15.01.2025).

5. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога как стратегическая задача системы непрерывного образования // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : кол. моногр. / под ред. Л. М. Митиной. М. : Психологический институт РАО, 2022. 276 с.

6. Панов В. И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект. Гл. 6 // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : кол. моногр. / под ред. Л. М. Митиной. М. : Психол. ин-т РАО, 2022. С. 63 – 72.

7. Панов В. И. Экопсихологическая (онтологическая) модель становления субъектности в контексте психодидактики // Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям : кол. моногр. / под ред. В. И. Панова. СПб. : Нестор-История, 2022. С. 12 – 32.

8. Панов В. И., Капцов А. В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 91 – 103. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260408.

9. Панов В. И., Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методика оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы, организации: проблемы, достижения, перспективы : материалы всерос. науч.-практ. конф. М. : КРЕДО, 2017. С. 294 – 297.

10. Панов В. И., Плаксина И. В. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2. С. 64 – 83. DOI:10.17759/psyedu.2022140205.

11. Панов В. И., Плаксина И. В. Характеристики педагогической субъектности // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2016. № 25 (44). С. 86 – 96.

12. Пантелеева В. В. Кнышева Т. П. Опросник инновационной готовности персонала // Акмеология. 2016. № 3. С. 81 – 84.

13. Плаксина И. В. Технологический аспект реализации экопсихологической модели становления субъекта учебной деятельности // Бизнес. Образование. Право, 2020. № 2 (51). С. 350 – 355. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.208.

14. Рябцев В. К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. С. 113 – 130. DOI:10.17759/psyedu.2022140307.

15. Становление субъекта инновационной педагогической деятельности в условиях воспитательного пространства школа-вуз : монография / И. В. Плаксина [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. 299 с.

16. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.

17. Ясвин В. А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М. : Сентябрь, 2011. 176 с.


Рецензия

Для цитирования:


Плаксина И.В. Структура психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в коллективную инновационную деятельность. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(1):92-102.

For citation:


Plaksina I.V. The structure of the psychological characteristics of the subjectivity of teachers included in the collective innovation activity. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(1):92-102. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)