Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

Программа формирования просоциального поведения подростков в условиях смешанной реальности

Аннотация

В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.  

Об авторах

С. В. Ланцова
Ивановский государственный университет
Россия

ЛАНЦОВА Светлана Вячеславовна, аспирант кафедры психологии и социальной педагогики

г. Иваново



Е. Шмелева
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Россия

ШМЕЛЕВА Елена Александровна, доктор психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе и дополнительному образованию

 



П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет
Россия

КИСЛЯКОВ Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики

г. Москва



Список литературы

1. Гаврилова Т. А., Шурухина Т. Н. Педагогическая теория в основе использования виртуальных сред в образовании: экспериментальное обучение Д. Колба // Modern Science. 2020. Т. 11. № 4. С. 204 – 207.

2. Евдокимова М. С., Абрамян Н. Г. Волонтёрское движение как социокультурный феномен // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2015. № 22 (41). С. 96 – 103.

3. Ениколопов С. Н., Бочкова М. Н., Мешкова Н. В., Мешков И. А. Адаптация опросника моральной идентичности на российской выборке // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 5. № 3. С. 129 – 148. DOI:10.17759/psyedu. 2023150309.

4. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Психология безопасного просоциального поведения личности. М. : Когито-Центр, 2021. 357 с.

5. Кухтова Н. В. Содержательные и динамические характеристики личности школьников подросткового возраста с просоциальной направленностью : монография ; ВГУ им. П. М. Машерова. Витебск, 2010. 195 с.

6. Ланцова С. В., Шмелева Е. А. Предикторы оффлайн просоциального поведения подростков // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 2. С. 33 – 39.

7. Маркосян Д. С. Мир в зеркале эмоционального интеллекта, или Как стать самим собой. Ridero, 2021. 161 с.

8. Молчанова Н. В., Гриценко В. В. Тренинг просоциального поведения : практ. пособие. Смоленск : Маджента, 2013. 88 с.

9. Программа формирования и развития социальной компетентности подростков [Электронный ресурс] / сост. О. Л. Высоцкая, Е. В. Суворова, Е. В. Теленкова ; под ред. Л. И. Ачекуловой. Красноярск, 2018. 46 с. URL: http://files.rmc24.ru/news/2018/16-program.pdf (дата обращения: 07.03.2024).

10. Решетников О. В. Формирование позитивного социального опыта воспитанника как основа организации личностно-развивающей среды // Школьные технологии. 2013. № 6. С. 129 – 142.

11. Собкин В. С., Федотов А. В. Подросток о нормах и рисках сетевого взаимодействия // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023. Т. 23. № 1. С. 34 – 46.

12. Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431 – 450. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450.

13. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел : метод. пособие. М. : Моск. ин-т психоанализа, 2022. 164 с.

14. Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность / Г. У. Солдатова [и др.] // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 20 – 45. DOI: 10.17223/17267080/83/2.

15. Batson С. D., Lishner D. A, Stocks E. L. The empathy – Altruism hypothesis / eds. Schroeder D. A, Graziano W.G. The Oxford handbook of prosocial behavior. Oxford : Oxford University Press, 2015. P. 259 – 281.

16. Baumeister R. F., Schmeichel B. J., Vohs K. D. Self-regulation and the executive function: The self as controlling agent // Social psychology: Handbook of basic principles. New York : Guilford Press, 2007. P. 516 – 539.

17. Blasi A. Moral identity: Its role in moral functioning. In: Morality, moral behavior and moral development / ed. by W. M. Kurtines & J. J. Gewirtz. New York : John Wiley and Sons, 1984. P. 128 – 139.

18. Caprara G. V., Steca P. Self – efficacy beliefs as determinants of prosocial behavior conducive to life satisfaction across ages // Journal of Social and Clinical Psychology. 2005. Vol. 24. № 2. P. 191 – 217. DOI:10.1521/jscp. 24.2.191. 62271.

19. Carlo G., Chavez F. С., Mora С. L. Prosocial Behaviors in Adolescence // The Cambridge Handbook of Prosociality. 2023. P. 163 – 188 DOI:10.1017/9781108876681.010.

20. Chan H. H-K, Kwong С. Y. С., Shu G. L. F., Ting С. Y., Lai F. H-Y. Effects of Experiential Learning Programmes on Adolescent Prosocial Behaviour, Empathy, and Subjective Well-being: A Systematic Review and Meta-Analysis // Frontiers in Psychology. 2021 Vol. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.709699 (дата обращения: 15.02.2024).

21. Durlak J. A., Weissberg R. P. Afterschool Programs That Follow Evidence-Based Practices to Promote Social and Emotional Development Are Effective. Compendium on Expanded Learning. URL: https://www.expandinglearning.org/docs/Durlak&Weissberg_Final.pdf (дата обращения: 15.02.2024).

22. Eisenberg N., Fabes R., Spinrad T. Prosocial development // Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development. Sixth edition. New York. 2006. Vol. 3. P. 646 – 718.

23. Gotowiec S., Mastrigt S. V. Having versus doing: The roles of moral identity internalization and symbolization for prosocial behaviors // The Journal of Social Psychology. 2018. Vol. 159. № 7. P. 447 – 461. DOI: 10.1080/00224545.2018.1454394.

24. Hardy S. A., Carlo G. Moral identity: What is it, how does it develop, and is it linked to moral action? // Child Development Perspectives. 2011. № 5 (3). P. 212 – 218.

25. Kolb D. A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Upper Saddle River, New Jersey : FT Press, 2014. 377 p.

26. Patrick R. B., Bodine A. J., Gibbs J. С., Basinger K. S. What accounts for prosocial behavior? Roles of moral identity moral judgment and self-efficacy beliefs // Journal of Genetic Psychology. 2018. № 179 (5). P. 231 – 245.

27. Son D., Padilla-Walker L. M. Happy Helpers: A Multidimensional and MixedMethod Approach to Prosocial Behavior and Its Effects on Friendship Quality, Mental Health, and Well-Being During Adolescence // Journal of Happiness Studies. 2020. Vol. 21. № 5. P. 1705 – 1723. DOI: 595 10.1007/s10902-019-00154-2.


Рецензия

Для цитирования:


Ланцова С.В., Шмелева Е., Кисляков П.А. Программа формирования просоциального поведения подростков в условиях смешанной реальности. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2025;(1):80-92.

For citation:


Lantsova S.V., Shmeleva E.A., Kislyakov P.A. A program for the formation of prosocial behavior of adolescents in a mixed reality environment. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2025;(1):80-92. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)