РОЛЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения преемственности непрерывного педагогического образования путем разработки универсальных педагогических компетенций (УПК) - комплексных динамически развивающихся образовательных результатов. Выделены три группы УПК, которые отражают сущностные характеристики педагогической деятельности и возможности развития педагога при ее освоении и совершенствовании: социальные, антропоцентрические, акмеологические. Показана роль УПК в проектировании целостного процесса образования, а также в создании средств оценивания полученных результатов на разных уровнях непрерывного педагогического образования.
Об авторе
Е. О. ИвановаРоссия
ИBAHOBA Елена Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры теории и истории педагогики
г. Ярославль
Список литературы
1. Ансимова Н. П., Тарханова И. Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога // Педагогика. 2021. Т. 85. № 5. С. 97 - 104.
2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 72 с.
3. Бывшева М. В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 28 - 32.
4. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. Проблемы инварианта процесса и результатов непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 14-й междунар. конф., СПб., 03 - 05 июня 2016 г. СПб. : Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2016. С. 94 - 99.
5. Додуева С. Ж. Совершенствование планирования деятельности инновационного общеобразовательного комплекса по осуществлению преемственности образования // Инновации в образовании. 2018. № 7. С. 5 - 17.
6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс]. М. : Учпедгиз, 1956. С. 136 - 203. URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Diester-weg/Diesterweg_Rukov_k_obraz_nem_uchitel.htm#_Toc235003158 (дата обращения: 12.10.2021).
7. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18 - 21.
8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. С. 595 - 630.
9. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 12.10.2021).
10. Мау В. А., Сеферян А. И. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития // Экономика образования. 2008. № 2. С. 188 - 198.
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Структура системной теории развития профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/str_sys.htm (дата обращения: 12.10.2021).
12. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 32 - 55.
13. Савина А. К. Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 49 - 64.
14. Фахрутдинова Р. А., Стоянова Д. Н. Структура модели взаимодействия «школа-колледж-вуз» в условиях инновационного вуза // Педагогическое образование и наука. 2021. № 3. С. 88 - 93.
15. Филатова Л. О. Новые возможности реализации преемственности школьного и вузовского образования в условиях профильного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (10). С. 52 - 54.
16. Шульга Е. В. Математическая деятельность как средство преемственности в обучении математике // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (24). С. 185 - 188.
17. Яковлева В. В. Организация преемственности в обучении учащихся английскому языку в начальной и основной школе // Психология обучения. 2017. № 3. С. 16 - 23.
18. Preparing high school students for college. An exploratory study of college readiness partnership programs in Texas [Электронный ресурс] / E. A. Barnett [et al.]. The National Center for Postsecondary Education, 2012. URL: https://ccrc.tc.colum-bia.edu/media/k2/attachments/college-readiness-partnerships.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
19. Briggs A. R. J., Clark J., Hall I. Building bridges: understanding student transition to university [Электронный ресурс] // Quality in Higher Education, 2012. P. 1 - 19. URL: https://www.academia.edu/1197775/Building_bridges_Understanding_stu-dent_transition_to_university (дата обращения: 12.10.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Е.О. РОЛЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(48):57-67.
For citation:
Ivanova E.O. ROLE OF UNIVERSAL PEDAGOGICAL COMPETENCIES IN CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(48):57-67. (In Russ.)