РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация
В статье представлен опыт развития критического мышления обучающихся в процессе освоения технологий бережливого производства; показано, что данная методика открывает новые возможности в формировании мировоззрения, духовно-личностном развитии, способствует более осмысленному анализу огромного объема информации в современной ситуации неопределенности. Приведены примеры использования зарубежных технологий бережливого производства в целях развития критического мышления у студентов педагогического вуза – будущих педагогов практического обучения, преподавателей колледжей и учителей технологии школ.
Об авторах
Э. Р. ГайнеевРоссия
Гайнеев Эдуард Робертович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения
г. Ульяновск
А. Р. Масалимова
Россия
Масалимова Альфия Рафисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы
г. Казань
Г. А. Молева
Россия
Молева Галина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологического и экономического образования
г. Владимир
Список литературы
1. Бережливое производство. История зарождения. Принципы. URL: https://showslide.ru/lekciya-42berezhlivoe-proizvodstvoistoriya-zarozhdeniya (дата обращения: 12.09.2023).
2. Гайнеев Э. Р. От технологий бережливого производства к бережливости духовно-нравственной // Среднее профессиональное образование. 2023. № 4 (332). С. 5 – 12.
3. Гайнеев Э. Р. Рационализация как основа бережливого производства на занятиях практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 1. С. 25 – 28.
4. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. URL: https://docs.cntd.ru/document/415907551 (дата обращения: 12.09.2023).
5. Джафарпурмонфаред С. А. Педагогические основы развития критического мышления у будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2012. 24 с.
6. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. URL: https://sch1400z.mskobr.ru/files/должнаучитьмыслить.pdf (дата обращения: 19.09.2023).
7. Имаи М. Гемба кайдзен : путь к снижению затрат и повышению качества / пер. с англ. Д. Савченко. 3-е изд. М., 2007. 345 с.
8. Карпов Г. В., Лисанюк Е. Н. Практическая философия обучения аргументации и критическому мышлению. Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 10 (3). С. 3959 – 3970. URL: https://doi.org/10.15372/PEMW20200307 (дата обращения: 20.09.2023).
9. Каташев В. Г. Использование идей М. И. Махмутова в современном образовании / В. Г. Каташев, Э. Р. Гайнеев // Методист. 2016. № 8. С. 37 – 41.
10. Кларин М. В. Инновации в обучении : Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М. : Наука, 1997. 223 с.
11. Нефедьев Н. И. Про микроизобретения. URL: https://Проза.ру.proza.ru/2015/06/25/364 (дата обращения: 17.09.2023).
12. Ориентация на будущие поколения : сб. материалов Республик. соц.-образоват. проекта / сост. И. В. Зубрилина. Минск : БГПУ, 2022. 240 с.
13. Тест по критическому мышлению CTT-1. URL: https://newtonew.com/test/criti-cal-thinking-test (дата обращения: 14.09.2023).
14. Творческое и критическое мышление. Виртуальная академия. URL: https://spb.virtualacademy.ru (дата обращения: 14.09.2023).
15. Шушански Я. Методология рационализации. М. : Экономика, 1987. 248 с.
16. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
17. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. М. : Альпина Диджитал, 2018. 52 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гайнеев Э.Р., Масалимова А.Р., Молева Г.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(4):42-53.
For citation:
Gaineev E.R., Masalimova A.R., Moleva G.A. DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF MASTERING LEAN MANUFACTURING TECHNOLOGIES. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(4):42-53. (In Russ.)