НУЖЕН ЛИ УСТНЫЙ СЧЁТ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ?
Аннотация
Использование системы устных упражнений – один из важнейших компонентов педагогической деятельности учителя математики, так как обеспечивает решение многих методических задач. Авторы обосновывают необходимость устного счета на уроках математики в 10 – 11-х классах, рассматривают различные классификации таких заданий, приводят примеры. В ходе исследования проведен опрос учителей математики, результаты которого подтверждают гипотезы авторов.
Об авторах
Г. А. ВоробьевРоссия
Воробьев Григорий Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации
г. Липецк
Т. П. Фомина
Россия
Фомина Татьяна Петровна, кандидат физико-математических наук, доцент доцент кафедры математики и физики
г. Липецк
А. С. Дорохина
Россия
Дорохина Алина Сергеевна, студент
г. Липецк
Список литературы
1. Бойко Л. В., Лобанова Е. М., Василенко И. В. Устные упражнения как одна из форм работы на уроке математики // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 12. С. 125 – 126.
2. Ганькова О. И. Использование системы устных упражнений на различных этапах урока математики // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Могилев, 2022. С. 269 – 274.
3. Зацепина Т. В. Дидактические и методические аспекты использования устных заданий развивающего характера на уроках математики // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 345.
4. Лобакова А. О. Использование различных средств ИКТ при дистанционном обучении устному счету на уроках математики // Информационные и инновационные технологии в науке и образовании : сб. науч. тр. VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Таганрог, 28 – 29 окт. 2021 года. Ростов н/Д. : РИНХ, 2022. С. 58 – 60.
5. Лукин Р. Д., Лукина Т. К., Якунина М. С. Устные упражнения по алгебре и началам анализа : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1989. 96 с.
6. Математика. Устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7 – 11 кл.: учеб.-метод. пособие / под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. Ростов н/Д. : Легион-М, 2010. 231 с.
7. Остапова Л. И. Развитие логического мышления посредством устного счета в классах среднего и старшего звена // Вестник научных конференций. 2017. № 1 – 5 (17). С. 130 – 132.
8. Панишева О. В., Еребакан И. В. Формы организации устного счета в курсе математики средней школы // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития : электрон. сб. ст. по материалам всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. В. Суханова, редкол.: А. В. Иванова [и др.]. Сургут, 2020. С. 113 – 118.
9. Пышкина Е. Ф. Использование различных видов устных упражнений на уроках математики как средство повышения уровня обученности учащихся // Педагогические науки. 2009. № 1. С. 98 – 100.
10. Светлаков А. Н., Борисова Ю. Д. Устный счет в современном смысле и его роль в обучении математике // Проблемы теории и практики обучения математике : сб. науч. работ, представленных на междунар. науч. конф. «73-и Герценовские чтения», СПб., 21 – 25 апр. 2020 г. СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2020. С. 101 – 105.
11. Смирнова И. М., Смирнов В. А. Устные упражнения по геометрии. 10 – 11 классы : учеб. пособие. М. : Мнемозина, 2010. 223 с.
12. Учим математике-3 : материалы открытой школы-семинара учителей математики) / под ред. А. Д. Блинкова, П. В. Чулкова. М. : МЦНМО, 2013. 168 с.
13. Хлевнюк Н. Н., Иванова М. В. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 10 – 11 классы. М. : ИЛЕКСА, 2021. 263 с.
14. EEG correlation during the solving of simple and complex logical – mathematical problems / J. Molina Del Río [et al.] // Cognitive, Affective and Behavioral Neuro-science. 2019. Vol. 19, № 4. P. 1036 – 1046. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.3758/s13415-019-00703-5.pdf (дата обращения: 16.01.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Воробьев Г.А., Фомина Т.П., Дорохина А.С. НУЖЕН ЛИ УСТНЫЙ СЧЁТ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ? Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(4):15-26.
For citation:
Vorobyev G.A., Fomina T.P., Dorokhina A.S. DO I NEED AN ORAL MATH SCORE IN HIGH SCHOOL? Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(4):15-26. (In Russ.)