Педагогическая аргументация проблемы исследования и опыт формирования
Аннотация
Авторы статьи обращаются к актуальной проблеме, недостаточно решенной в педагогике и вызывающей дискуссии ученых, – это проблема доказательства и аргументации. Они представляют часть своего практического опыта формирования умения аргументировать у обучающихся по магистерским программам. Показаны условия, которые помогают молодым исследователям в овладении знаниями о приемах эмпирической и квазиэмпирической аргументации, а также об особенностях их применения в прикладном педагогическом исследовании.
Об авторах
Е. В. БережноваРоссия
Бережнова Елена Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры мировой литературы и культуры.
Москва
Б. М. Утегенова
Казахстан
Утегенова Бибикуль Мазановна – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и специального образования.
Костанай
Список литературы
1. Арзамасов Ю. Г., Панарина М. М., Назайкинская В. А. Обзор материалов круглого стола «Методология и методика преподавания юридической техники в высшей школе» // Теория государства и права. 2021. № 3. С. 185 – 236.
2. Басюк В. С., Казакова Е. И., Врублевская Е. Г. Результаты мониторинга педагогического образования : ценностно-смысловая интерпретация // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. Т. 20. № 4. С. 152 – 168.
3. Бережнова Е. В. Прикладное исследование в педагогике. М. ; Волгоград : Перемена, 2003. 164 с.
4. Бережнова Е. В., Скударева Г. Н. Методология педагогики в структуре новых стандартов и образовательных программ (бакалавриат, магистратура) // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 4. С. 7 – 13.
5. Бережнова Е. В. Теория аргументации в педагогическом исследовании : учеб. программа : направление подгот. 44.04.01 «Педагогическое образование» / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Российской Федерации, Каф. мировой лит. и культуры. М. : МГИМО-Университет, 2021. 21 с.
6. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Доказательство и аргументация в педагогическом исследовании // Педагогика. 2021. № 12. С. 5 – 13.
7. Брутян Г. А. Аргументация. Ереван, 1984. 105 с.
8. Войнов В. Б. Место ребенка в концепциях доказательной педагогики // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. № 3. С. 65 – 81.
9. Данюшенков В. С., Коршунова О. В. Доказательная педагогика: педагогический эксперимент как критерий истины? // Педагогика. 2021. № 8. С. 36 – 47.
10. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Проблема доказательности в педагогических исследованиях: понятийно-терминологический контекст // Педагогика. 2024. № 1. С. 21 – 28.
11. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997. 352 с.
12. Ивин А. А. Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra. М. : Проспект, 2020. 382 с.
13. Игошин В. И. Логическая компетентность специалиста // Математический вестник Вятского государственного университета. 2022. № 3. С. 38 – 48.
14. Лазарев В. С., Подуфалов Н. Д. О методологических и методических проблемах достоверности и доказательности в педагогических исследованиях // Педагогика. 2022. № 9. С. 5 – 18.
15. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984. 232 с.
16. Учебные приемы как средство формирования умения аргументации у обучающихся / М. А. Якунчев, Л. С. Капкаева, А. И. Киселева, Н. Г. Семенова // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 3. 114 – 120.
Рецензия
Для цитирования:
Бережнова Е.В., Утегенова Б.М. Педагогическая аргументация проблемы исследования и опыт формирования. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024;(3):27-37.
For citation:
Berezhnova E.V., Utegenova B.M. Pedagogical argumentation: research problems and experience of formation. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2024;(3):27-37. (In Russ.)