Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ИДЕАЛЫ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к исследованию идеалов личности, их формированию, механизмам действия идеалов на становление личности, в частности в вопросе развития личностной зрелости. Цель исследования: выявить особенности идеалов личности студентов с различным уровнем личностной зрелости. Для реализации цели на базе Алтайского государственного педагогического университета было организовано исследование идеалов и личностной зрелости 99 студентов первых курсов различных направлений подготовки в возрасте 18 – 19 лет. В качестве методов исследования идеалов личности студентов использовались незаконченные предложения, контент-анализ мини-сочинений («Идеальный образ жизни», «Идеальная профессия», «Идеальный человек») и метод семантического дифференциала В. Ф. Петренко. Личностная зрелость испытуемых измерялась с помощью теста-опросника личностной зрелости под редакцией Ю. З. Гильбуха. Результаты исследования показали, что у студентов с различным уровнем личностной зрелости идеалы обладают рядом особенностей, в частности, при удовлетворительном уровне личностной зрелости идеалы характеризуются гуманностью, саморазвитием, самореализацией. При низком (неудовлетворительном) уровне идеалы более гедонистичны. Представлено прикладное значение исследования для психологического консультирования студентов.

Об авторах

О. Г. Холодкова
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Холодкова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, директор Института психологии и педагогики

г. Барнаул



Л. С. Колмогорова
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Колмогорова Людмила Степановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии

г. Барнаул



С. С. Жданов
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Жданов Сергей Сергеевич, магистрант программы «Психологическое консультирование»

г. Барнаул



Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Академия, 2002. 416 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301 с.

4. Братусь Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. М., 1983. С. 212–219.

5. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов / ред., предисл. и коммент. А. И. Подольского. М. : Высш. шк. : Университет, 2002. 330 с.

6. Карпинский К. В. Психология смысложизненного кризиса : монография. Гродно : Изд-во ГрГУ, 2019. 623 с.

7. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1993. 43 с.

8. Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости // Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2007. C. 149–173.

9. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М. : Эксмо, 2010. 480 с.

10. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского : коллектив. моногр. / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. М. : Смысл, 2021. 676 с.

11. Реан А. А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение. СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. 407 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : ПИТЕР, 2022. 720 с.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1976. 416 с.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. С. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.

15. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

16. Судаков Н. И. Нравственный идеал и формирование личности школьника // Вопросы психологии. 1973. № 3. С. 104–113.

17. Тест-опросник личностной зрелости : брошюра / ред. Ю. З. Гильбух. Киев : Психодиагностика и дифференцированное обучение, 1994. 24 с.

18. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 12–18.

19. Холодкова О. Г., Черникова Е. А. Ценностное отношение к жизни у студентов с различной профессиональной направленностью // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 1 (47). С. 93–96.

20. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М. : Педагогика, 1981. 208 с.

21. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.

22. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.

23. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб. : Питер, 2004. 336 с.

24. Allport G. W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality The Terry Lectures Series (Т. 20). Yale University Press, 1955. P. 106.

25. Edwards C. P. Culture and the construction of moral values: acomparative ethnography of moral encounters in two cultural settings // The emergence of morality in young children. Chicago ; London, 1987. P. 123–151.

26. Fromm E. Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics. London, 2020. P. 224.


Рецензия

Для цитирования:


Холодкова О.Г., Колмогорова Л.С., Жданов С.С. ИДЕАЛЫ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(55):132-144.

For citation:


Kholodkova O.G., Kolmogorova L.S., Zhdanov S.S. IDEALS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PERSONAL MATURITY. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(55):132-144. (In Russ.)

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)