ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНОСТИ И СУБЪЕКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Аннотация
Статья раскрывает результаты исследования педагогической субъектности и типов экопсихологических взаимодействий в системе «учитель –ученик», организованного на выборке педагогов городских и сельских школ с разным стажем работы (N = 55). Полученная восходящая динамика развития стадий субъектности соответствует теоретическим представле-ниям экопсихологического подхода о том, что педагогическая субъектность реализуется на «высоких» стадиях, однако в качестве доминирующих параметров в структуре качеств выделены характеристики «низких» стадий. Развитие субъект-совместных и субъект-порождающих типов взаимодействий в системе «учитель-ученик» в соответствии с увеличением стажа работы противоречит росту выраженности контролирующего стиля (традиционные субъект-объектные взаимодействия).
Об авторе
И. В. ПлаксинаРоссия
ПЛАКСИНА Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Владимир
Список литературы
1. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 51 - 65. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
2. Деркач А. А. Субъектное самоосуществление в процессе становления профессионализма // Акмеология. 2018. № 65 (1). С. 5.
3. Панов В. И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект. Глава 6 // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : коллект. моногр. / под ред. Л. М. Митиной ; Психологический институт РАО. М. : Психологический институт РАО, 2022. С. 63 – 72.
4. Панов В. И. Экопсихологическая (онтологическая) модель становления субъектности в контексте психодидактики // Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям : коллект. моногр. / под ред. В. И. Панова. СПб. : Нестор-История, 2022. С. 12 – 32.
5. Панов В. И., Капцов А. В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 91-103. DOI:10.17759/pse.2021260408
6. Панов В. И., Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методика оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Эффективность личности, группы, организации: проблемы, достижения, перспективы». М. : КРЕДО, 2017. С. 294 – 297.
7. Панов В. И., Плаксина И. В. Модель становления субъекта педагогической деятельности // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы междунар. конф., посвящ. 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 304 – 307.
8. Панов В. И., Плаксина И. В. Характеристики педагогической субъектности // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. 2016. № 25 (44). С. 86 – 96.
9. Плаксина И. В. Онтологическая модель становления субъекта инновационной педагогической деятельности / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки», № 10, 2018. С. 69 – 74.
10. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи : учеб. пособие / Е. Н. Волкова [и др.]. Нижний Новгород : НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с.
11. Рябцев В. К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. C. 113 – 130. DOI:10.17759/psyedu.2022140307
12. Селезнева М. В. Сравнительный анализ понятий «Субъект» и «Субъектность» в зарубежной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 4 (48). С. 47 – 53.
13. Совместная учебная деятельность и развитие детей : коллект. моногр ; под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 352 с.
14. Становление субъекта инновационной педагогической деятельности в условиях воспитательного пространства школавуз : монография / И. В. Плаксиной [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. 299 с.
15. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. М. : ПИ РАО; СПб. : Нестор-История, 2018. С. 68 – 80.
16. Эльконин Б. Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 4. С. 28 – 39.
Рецензия
Для цитирования:
Плаксина И.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНОСТИ И СУБЪЕКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(54):114-126.
For citation:
Plaksina I.V. CHARACTERISTICS OF SUBJECTIVITY AND SUBJECTIVE INTERACTIONS OF TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(54):114-126. (In Russ.)